Настоящий британский юмор:
«Дживсу и Вустеру» — 25 лет
В конце апреля 1990 года в Великобритании на канале Ай-Ти-Ви начался показ сериала «Дживс и Вустер», снятого по произведениям Пелэма Гренвилла Вудхауса. По общему мнению, это шоу с Хью Лори и Стивеном Фраем входит в список лучших комедийных проектов, когда-либо выходивших на английском телевидении...
Возрастные изменения
Меж тем, идея перенести на голубые экраны приключения бестолкового аристократа Берти Вустера и его изобретательного камердинера Реджинальда Дживса, вечно помогающего хозяину выпутываться из чертовски затруднительных ситуаций, не казалась изначально беспроигрышной. Предыдущая подобная попытка, имевшая место в конце 60-х (сериал «Мир Вустера»), была вполне удачной, но с тех пор юмор на ТВ сильно упростился и погрубел. Продюсеры сомневались, что изящные «джентльменские» шутки, сдержанный сарказм и тонкая ирония окажутся востребованы в эпоху засилья сальных гэгов в духе Бенни Хилла.
Как бы там ни было, проекту дали «зеленый свет». Во многом потому, что его вовсю лоббировали будущие звезды шоу Хью Лори и Стивен Фрай — большие фанаты Вудхауса, — чьи ТВ-скетчи явно содержали в себе ДНК его остроумия. Единственное, что смущало теленачальство — это то, что Дживс в исполнении Фрая казался ровесником Вустера-Лори. А ведь считалось само собой разумеющимся, что камердинер героя старше того на десяток-другой лет!. В итоге сей предрассудок решительно отринули — и теперь благодаря сериалу современные читатели и зрители воспринимают персонажей не иначе, как близких по возрасту. Вот она, волшебная сила искусства!
Ротация кадров
Когда с сомнениями было покончено и заработали камеры, почти сразу стало ясно, что на Ай-Ти-Ви не прогадали. Сценарист Клайв Экстон («Пуаро») превзошел сам себя, так ловко сшивая разные тексты Вудхауса, что в пределах одной серии могли элегантно разворачиваться, не мешая друг другу, сразу несколько отдельных сюжетов, придуманных писателем.
Много интересных находок и импровизаций привнесли Фрай и Лори. Так, в книгах Вустер — совершенный профан в музыке и играет (скверно) только на банджо. Вручив богатому шалопаю пианино и духовой инструмент («Джентльмену тромбон не к лицу, сэр!»), с помощью вдохновенного музицирования Берти они усилили комический эффект, с которым тот вляпывался в очередные передряги.
Что любопытно: если актеры в главных ролях не менялись на протяжении всех четырех сезонов, то беспрерывная ротация артистов во второстепенных партиях порой вводила публику в ступор. Например, тетушку Далию играли аж четыре актрисы: Бренда Брюс, Вивиан Пиклз, Патрисия Лоуренс и Джин Хэйвуд — каждой досталось по одному сезону, поскольку к съемкам очередной порции эпизодов постоянно выяснялось, что предыдущая исполнительница или занята в другом проекте, или больна. Случались и такие коллизии, как появление одного лицедея в двух различных образах. Характерный пример — Франческа Фолан, в первом сезоне изображавшая Мэделайн Бассетт, а в четвертом — леди Флоранс Крэй.
Английская пастораль
Занятный факт: в школьные годы Хью Лори как-то написал сочинение о замке лорда Эмсворта из книг Вудхауса — в рамках заданной темы «Английская местность, где мне хотелось бы жить». И был шокирован словами учителя о том, что данное место существует только в романах автора, в то время как он был искренне убежден, что это реальное строение — настолько ярко литератор его описывал.
А поскольку герои Вудхауса постоянно перемещаются из одного аристократического поместья в другое, телевизионщикам пришлось изрядно попотеть, чтобы найти такое обилие натуры и строений, характерных для 20-30-х годов XX века. В итоге, в кадре «Дживса и Вустера» засветились около двух десятков особняков, замков, исторических домов и парков. Причем съемки зачастую проходили прямо в интерьерах этих величественных осколков прошлого — по той простой причине, что бюджет у проекта был не резиновый и возводить многочисленные копии старинных залов просто не позволял. Так что продюсеры угробили уйму времени на выбивание разрешений работать внутри памятников зодчества — с риском сломать какой-нибудь антиквариат.
Зато все труды авторов шоу сполна окупились. «Дживс и Вустер» стал высокорейтинговым телехитом, покорил сердца критиков и завоевал две премии ВAFTА. Отменный сериал!
23.04.15
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 2015
|