Зверь из бездны:
краткая история Годзиллы
В 1954 году в Японии вышел фильм, которому суждено было стать вехой в жанре монстр-муви — «Годзилла». Гигантский ящер, крушащий небоскребы и изрыгающий радиацию, быстро превратился в икону масскульта и обзавелся шлейфом из сиквелов и ремейков оригинальной ленты, включая выходящую на днях голливудскую версию...
Легенда о динозавре
К своему 50-летию монстр Годзилла удостоился личной звезды на Аллее Славы в Голливуде.
Откуда возникла идея «Годзиллы»? Считается, что пышущий радиацией монстр — это аллегория на ядерную бомбу, тень которой после Хиросимы и Нагасаки прочно впечаталась в подсознание японцев. Изначально колоссальная тварь должна была быть гибридом гориллы и кита — ее имя представляет собой сочетание названий этих животных (по-японски Gojira). Однако получившийся микс выглядел слишком нелепо, и было решено придать чудовищу вид динозавра, поскольку продюсер Томоюки Танака как раз посмотрел западный фильм «Зверь с глубины в 20000 саженей» (1953) с подобной бестией. Имя же существу менять не стали.
Студия «Тохо» не пожалела денег, выделив режиссеру Исиро Хонде фантастические сто миллионов иен на постановку. Неудивительно, что в год выхода «Годзилла» получал титул самого дорогого японского кинопроекта в истории. И если бы он не стал хитом (а он стал!), то компания бы однозначно разорилась.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Харуо Накадзима играл монстра до 1972 года. Актеру недавно стукнуло 85 лет.
Изначально предполагалось, что монстр, как и в голливудских лентах, будет представлять собой миниатюру, оживленную с помощью покадровой съемки. Но выяснилось, что в стране нет специалистов по кукольной анимации, к тому же данная техника требует слишком дорогого и длительного продакшна. Поэтому был использован метод «актер в костюме чудища». Каскадер Харуо Накадзима, которого наняли играть Годзиллу, изрядно помучился внутри резинового чучела. Первый вариант костюма весил более 90 кг, из-за чего артист, несмотря на атлетическое телосложение, мог пройти в нем лишь несколько метров, а потом падал от изнеможения и перегрева, нередко при этом теряя сознание.
Дополнительное неудобство исполнителю причиняли скрытые кабели и батареи, с помощью которых операторы дистанционно управляли глазами и пастью бестии.
Большие проблемы создал звукорежиссерам рев монстра. Никакие комбинации рыков хищников не ложились на «картинку» убедительно, пока композитор Акира Ифукабе не догадался с силой провести прорезиненной перчаткой по струнам контрабаса, а потом наложить на получившийся звук эффект реверберации. А тяжелые шаги твари изображали с помощью веревки, которой били в металлический барабан.
Бей и круши!
«Кинг-Конг против Годзиллы» — первая цветная картина цикла.
Съемки были очень трудными и нервными, но порой случались и забавные вещи. Так, однажды режиссера и мастера спецэффектов задержала полиция, поскольку они, планируя маршрут Годзиллы по городу, довольно громко обсуждали, стоя на смотровой площадке небоскреба, как им лучше всего разрушить Токио. А эпизод с военными, спешащими к побережью для встречи чудовища, получился вообще случайно, поскольку у отрядов сил самообороны именно в тот момент начались учения — и ничего не подозревавшие солдаты ненамеренно попали в кадр.
На премьере случился еще один удивительный конфуз, доказывающий силу искусства. В качестве шутки в фильм ввели сцену, где ящер-исполин уничтожал фирменный кинотеатр студии «Тохо» — а поскольку первый показ имел место именно в этом здании, то часть особо впечатлительных зрителей, не выдержав, бросилась бежать, вообразив, что Годзилла сейчас раздавит их по-настоящему!
Парад чудовищ
Первый монстр, с которым бился Годзилла на экране: Ангирус.
Когда картина Хонды вышла на экраны, ее успех был ошеломляющим. Критики кино, конечно, поругали, хотя «Годзилла» и был номинирован на премию Японской киноакадемии в категории «лучший фильм» — правда, уступил награду в данной номинации «Семи самураям» (тоже, кстати, детищу «Тохо»).
Поняв, что напали на золотую жилу, продюсеры кинулись снимать продолжения, где ящеру приходилось уже не только разрушать города самому, но и сражаться с другими монстрами вроде птерозавра Родана, мегабабочки Мотры, суперкреветки Эбиры и даже самого Кинг-Конга, на которого ушлые японцы купили права в начале 60-х. Любопытно, что в сиквелах образ Годзиллы претерпел изменения: из однозначно отрицательного персонажа он постепенно превратился в амбивалентное создание, часто встававшее на защиту человечества от иных, еще более страшных чудищ.
Великий перелом
Мехагодзилла, роботизированный двойник монстра, фигурировал
в пяти кинофильмах.
За два десятка лет студия «Тохо» сняла 15 фильмов про Годзиллу и других монстров-кайдзю. Немудрено, что при такой интенсивной эксплуатации темы даже король чудовищ рано или поздно должен был надоесть публике. Тем более, что техника съемок вовсе не прогрессировала: грозного ящера по-прежнему изображал каскадер в резиновом костюме.
В итоге в 1975 году случилось то, что должно было случиться. Картина «Террор Мехагодзиллы», где радиоактивному колоссу пришлось сразиться с Титанозавром и своей робокопией, контролируемой пришельцами, благополучно провалилась в прокате.
Перенасыщение рынка, усугубленное миграцией «токусацу» (проектов со спецэффектами) на ТВ — еще в 1966 году появился сериал «Ультрамен» о супергерое, сражавшемся с гротескными исполинскими тварями — пошатнуло позиции франшизы. Поэтому киношники взяли многолетнюю паузу, которая завершилась в 1984 году выпуском фильма «Годзилла», являющегося не ремейком оригинала, а его сиквелом, причем сюжеты прочих лент серии игнорировались. Любопытно, что в ленте звучит русская речь, ибо по сюжету чудовище топит советскую подлодку.
Кино имело успех, и вторая линейка похождений атомного динозавра растянулась на семь полнометражных фильмов, последний из которых — «Годзилла против Разрушителя» — вышел в 1995 году.
Поездка в Америку
Годзилла Роланда Эммериха запомнился кувшинным рылом и
происхождением от игуан.
Заметим, что в конце 70-х Годзиллой всерьез заинтересовались американцы и предприняли попытки интегрировать заморское чудище в свою массовую культуру. Разумеется, малоудачные. Издательство Marvel затеяло комикс о колоссальной твари и столкнуло ее с Мстителями и Фантастической Четверкой. А студия «Ханна-Барбера» выпустила мультсериал «Годзилла», где монстр-самурай превратился в трогательного прыгучего дракона — для зрителей младшего школьного возраста.
Надо сказать, что некоторые японские полнометражные фильмы про мегаящера выходили и в США. Однако в особом, американизированном виде: кино сокращалось, перемонтировалось, в него вводилась специально отснятая новая сюжетная линия с западным журналистом Стивом Мартином (актер Рэймонд Берр), освещающим бесчинства титанического кайдзю.
Самой амбициозной попыткой заставить Годзиллу зарабатывать доллары, а не йены, стал блокбастер Роланда Эммериха 1998 года. По признанию самого режиссера, ему никогда не нравился японский подход, поэтому, воспользовавшись предоставленной ему творческой свободой, он превратил сурового полуразумного монстра-воина в какую-то лишенную интеллекта гигантскую игуану. В итоге актер Кэнпатиро Сацума, игравший чудовище в кино с 1985 по 1995 годы, покинул показ голливудской версии со словами: «Это не Годзилла. Я не вижу здесь души».
Вообще, отзывы на фильм были весьма желчными, и даже тот отрадный для продюсеров факт, что $130 млн бюджета не пропали и обеспечили сборы в $379 млн, не привел к появлению киносериала. Два запланированных сиквела студия решила отменить. Вышел лишь мультсериал из 40 эпизодов, продолживший сюжет блокбастера.
Третье пришествие
«Годзилла: Финальные войны» — последняя пока японская картина
об атомном ящере.
То, как янки надругались над их любимым чудовищем, побудило японцев запустить третью линейку Годзилла-фильмов. Она началась картиной «Годзилла: Миллениум» (1999) и, растянувшись на шесть серий, завершилась лентой «Годзилла: Финальные войны» (2004). Последний опус имел самый большой бюджет для всех японских эпизодов франшизы — $19,5 млн, однако прокат оказался малоудачным (сборы — $12 млн), поэтому владельцы прав предпочли отправить заслуженного атомного гиганта на покой — до лучших времен.
А тем временем в XXI веке мода на кайдзю-проекты стала медленно, но верно завоевывать мир. В 2006 году стало глобальным кинохитом корейское «Вторжение динозавра» (2006), потом наделало шуму американское «Монстро» (2008). Наконец, в минувшем году Гильермо дель Торо выдал на-гора «Тихоокеанский рубеж» — классный кинематографический аттракцион, в котором люди воевали с колоссальными тварями из иного измерения с помощью огромных пилотируемых роботов.
На днях в прокат вышла новая голливудская версия «Годзиллы», заново переосмысляющая генезис монстра, но сохраняющая его самурайский характер и декларирующая отсутствие злых намерений по отношению к людям. И уже очевидно: последней она не станет.
18.05.14 - 22.05.14
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" №20 (882) 2014
|