Как рождаются киноляпы
То, что человеку свойственно ошибаться, ни для кого не новость. В конце концов, ошибаются даже признанные классики и мастера жанра. Как бы ни пытались оправдать Достоевского за его фразу «десять тысяч лиц, десять тысяч глаз», ляп остается ляпом, метафоричность тут ни при чем. Про несравненного Шекспира, оболгавшего Макбета, и говорить нечего.
Человек по своей природе несовершенен, так что нет нужды удивляться, когда он делает глупости, особенно если речь заходит о таком сложном изобразительном искусстве, как кинематограф. Ведь сам съемочный процесс обусловлен рядом нюансов и технологических тонкостей, разобраться в которых не способен даже самый искушенный супервайзер (я уже представляю, как оживились пользователи Unix, но супервайзер - это как раз тот участник съемочной группы, который обязан следить за хронологическими и иными последовательностями, а проще говоря - отлавливать всевозможные казусы и логические нестыковки в картине).
Имея необходимый опыт и постоянно находясь в контакте с посетителями этого сайта, могу сказать, что киноляпы бывают трех видов: умышленные, преднамеренные и непреднамеренные. Я часто, как и большинство из вас, закрываю глаза на умышленные киноляпы, совершаемые уважаемыми голливудскими режиссерами, вынужденными пропагандировать национальные гордости своей страны, а если быть точным, то восхвалять американский образ жизни и навязывать американские духовные ценности.
Все мы уже привыкли к тому, что Америка в миллионный (если не в миллиардный) раз спасает мир от инопланетных гадов, выигрывает всевозможные войны, решает судьбу всего человечества в перерывах между поглощением кукурузных хлопьев.
Я не имею ничего против американского народа - американский, как и любой другой народ, попросту обязан гордиться своим национальным самосознанием. В отличие от нашей тоталитарной системы (а большинство великих российских фильмов было создано именно в СССР), американцы прославляют свой образ жизни. Прославляют в прямом смысле этого слова, а не в переносном, как это было у нас. Возьмем, к примеру, какой-нибудь бессмертный гайдаевский опус - там постоянно высмеиваются незыблемые каноны советской действительности, даже реплика Ивана Васильевича «Так покупай же эти транзисторы!» - звучит оплеухой всей советской системе, в свете продолжительных и не совсем законных поисков этой полупроводниковой радости советского инженера Шурика.
В Америке все по-другому: далеко не каждый режиссер согласится сцепиться с продюсером и выставить на посмешище жизненные реалии своей страны, поэтому зачастую нам приходится наблюдать победоносное шествие Америки и прослушивать государственный гимн США в качестве саундтрека. Станет ли шлягером наш российский гимн - это вопрос, на который еще предстоит ответить нашим режиссерам, возрождающим отечественное кино. А пока выводы неутешительные: сильное государство диктует свои условия, подкупая зрителя красочным экшном.
А такого рода подкуп не может обойтись без казусов, то бишь преднамеренных ляпов, которыми изобилует каждый американский боевик. Недавно я просматривал аналогичный сайт на английском языке, так вот, я буквально сложился в три погибели от фразы одного американца, посчитавшего за ляп выстрел в бензобак и не взорвавшуюся после этого машину! Человек не мог себе представить, как это так - машина после этого безобразия не взорвалась?! Я более чем уверен, что любой, прочитавший с десяток таких сообщений кинопромышленник, будет взрывать машины с особым рвением - несчастные джипы будут разваливаться на куски от одного плевка на бампер. Что, кстати, уже реализовано в фильме «Хеллбой» - там машина совершает кульбит от одного удара, начхав на закон сохранения импульса и прочностные характеристики корпуса.
Я не случайно вспомнил красного дьяволенка, ибо там был комичный момент, из-за которого мы, собственно, и полюбили этот туповатый фильм. В данном случае режиссер напоминает ребенка, клянчащего деньги на мороженое - шаловливого юнца, для которого центром Вселенной является слово «хочу». Аналогичный случай - с Алексом Пройасом, создателем ленты «Я, робот». Пройас клянчил на мороженое и при этом видел подвесной мост со свисающими тросами над пролетом. Таких примеров можно привести бесконечное множество.
Третий вид ляпов - самый банальный. Хочу лишь заметить, что непреднамеренные ляпы появляются не всегда по недосмотру. Далеко не всегда удается снять то же небо, те же тени в перерывах между дублями, да и сохранить антураж каждой сцены удается только опытным режиссерам, фиксирующим каждый эпизод дополнительными снимками. Но этот вид ляпов - как раз для нас! Особенно забавно наблюдать героев полюбившегося фильма, совершающих не заметные при первом просмотре глупости на экране - это и есть то самое чтение между строк, то чувство радости от зафиксированных вашим чутким глазом мелочей.
Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться ко всем хулителям этого раздела. Мы любим кино, мы ценим фильмы, которые просматриваем. Просто мы знаем о них чуточку больше. А господин Достоевский с его десятитысячной одноглазой аудиторией в «Идиоте» так и останется умным и уважаемым человеком, которого мы и наши дети будем читать вечно, ибо ни у одного корректора рука не поднимется править как изысканный слог мастера, так и его ляпы.
© Генрих Лиговский
20.09.04
|