Человек с тысячью лиц::
фильму «Фантомас» 50 лет
4 ноября 1964 года во Франции вышла в прокат первая часть трилогии Андре Юнебеля «Фантомас» — авантюрной пародии на бульварные романы Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Лента была так популярна, что стала кинохитом во множестве стран, включая СССР, где зрители восприняли ее не как комедию, а как крутой боевик...
Довоенный антигерой
Неуловимый суперпреступник, постоянно меняющий внешность и часто выдающий себя за других людей с помощью искусно сделанных масок, был придуман Сувестром и Алленом в 1911 году. Жестокий и артистичный антигерой более чем сорока криминальных романов, он снискал такую славу, что первая экранизация его похождений была предпринята еще в 1913 году. Тогда образ Фантомаса трактовался как эдакая версия профессора Мориарти со склонностью к театральным эффектам. Когда Юнебель получил предложение снять новый фильм об архизлодее — и впервые в цвете, — то было принято решение смягчить мрачные тона прежних киноадаптаций (последняя вышла в 1949-м) и внести в ставшие к тому времени штампами разборки Фантомаса с полицейским комиссаром Жювом и журналистом Фандором элемент пародии.
На двойную роль Фантомаса и Фандора удалось заманить Жана Маре, который впоследствии жалел о своем участии во франшизе. Гордому красавцу не нравилась упрощенная комиксовая трактовка его экранных образов и, особенно, необходимость носить жуткие грим-маски, от которых жгло кожу. Луи де Фюнес, сыгравший Жюва, отзывался о трилогии теплее, но твердо отказался от шанса сделать 4-ю серию, несмотря на предложенное резкое увеличение гонорара.
Третья ключевая роль, невесты Фандора Элен, досталась Милен Демонжо. Дочь уроженки Харькова Клавдии Трубниковой, она с большим энтузиазмом вспоминает о «Фантпомасе» — и когда стало ясно, что тот невероятно популярен в СССР, поддержала идею снять «Фантомаса в Москве». Жаль, проект так и не состоялся.
Трения на площадке
Сведения о бюджете картины затерялись в истории, но ясно: это один из самых дорогих французских фильмов того времени. Множество трюков, яркие кассовые звезды и крутые гаджеты а-ля Джеймс Бонд влетели продюсерам в копеечку. Известно, что даже похищаемые в кадре Фантомасом драгоценности были не бутафорией; их предоставил ювелирный дом «Van Cleer & Arpels» — и даже местом совершения преступления выступает официальный магазин фирмы, расположенный в Париже по адресу Вандомская площадь, дом 22.
Съемки шли довольно нервно. В основном, из-за явной антипатии, которую испытывали друг к другу Маре и Де Фюнес. Первый бесился из-за того, что второму, тогда еще умеренно известному комику, достались самые козырные сцены, реплики и гэги, в то время как ему, увядающему 50-летнему красавцу, приходилось чаще выступать «говорящей мебелью». Ну, а де Фюнеса, отличавшегося желчным характером, крайне раздражали истерики и мнительность коллеги-гея об актерских способностях которого он, похоже, был невысокого мнения.
Поскольку компьютерной графики в 60-х годах еще не было, эпизоды, в которых Фандор и Фантомас встречались в кадре, пришлось снимать с помощью двойника. Актер Кристиан Тома, игравший в картине одного из полицейских, фигурой и формой лица смахивал на Маре, поэтому именно его привлекли в качестве дублера. В зависимости от ракурса его гримировали либо под главного злодея, либо под главного героя и снимали со спины, пока Маре произносил свои реплики лицом к камере.
«Фантомас» в России
Как столь буржуазный и бездуховный фильм-комикс попал в советский прокат? Очень просто. В те времена Францией правил де Голль, который терпеть не мог американцев и охотно шел на сближение с СССР. Потепление в отношениях наших стран привело к интенсификации культурного обмена. Результатом чего стал своеобразный бартер: мы отдали во французский прокат «Анну Каренину», а взамен они передали нам «Фантомаса».
Ленту, разумеется, слегка отцензурировали, вырезав несколько слишком смелых кадров, сделали на «Союзмультфильме» шикарный дубляж (с отсутствующим в оригинале зловещим хохотом антигероя), — и в августе 1967 года она начала триумфальное шествие по советским кинотеатрам. Успех был обвальным: отпечатанный тиражом в 822 копии фильм посмотрели 45,5 млн зрителей. Это 26-е место по посещаемости среди всех зарубежных картин в прокате СССР.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 10.11.14
|