Остановка в Исландии:
European Film Awards-2022

10 декабря в Рейкьявике состоялось 35-е по счету вручение наград Европейской киноакадемии. Исландия должна была стать хозяйкой мероприятия еще в 2020 году, но из-за пандемии все сорвалось и лауреатов объявили в формате видеоконференции из Берлина. Должок стране вернули в текущем сезоне...
Закат капитализма
Поскольку из-за глобального кризиса основы капиталистической системы трещат по швам, многие догадывались, кто станет главным бенефициаром церемонии. Конечно, им оказалась сатирическая комедия шведа Рубена Эстлунда «Треугольник печали», которая завоевала 4 премии: за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и мужскую роль (Златко Бурич). Напомним, «речь, в картине идет о богачах, чья фешенебельная яхта терпит крушение, и выброшенные на необитаемый остров толстосумы оказываются вынуждены бороться за выживание наравне с обслуживающим персоналом.
Что касается приза за лучшую женскую роль, его присудили Вики Крипс. Уроженка Люксембурга покорила киноакадемиков ролью императрицы Елизаветы Австрийской, более известной как Сисси, в исторической драме «Корсаж». Еще один фаворит критиков, очередная экранизация антивоенного романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», удостоилась двух наград — за лучшие спецэфффекты и грим/прически. Негусто для размашистой драмы Эдварда Бергера, выдвинутой от Германии на «Оскар».
Также две статуэтки заработала драма взросления «Белфаст» от Кеннета Браны. Англо-ирландское ретро, частично основанное на детских воспоминаниях режиссера, отметили за лучшие декорации и костюмы.
Семья и немного бизнеса
Лучшим оператором Европы была признана Кейт МакКалло, снявшая трогательную ирландскую драму Колма Байрида «Тихоня». Это история девочки, отправленной на лето к дальним родственникам и привязывающейся к ним больше, чем к нерадивым папе и маме. Премию за лучший монтаж дали турецкой драме «Пылающие дни». Сюжет ленты Эмила Элпера вращается вокруг прокурора, который оказывается в эпицентре интриг и подвергается политическому давлению нескольких противоборствующих сил. Ну а трофей за лучшую музыку взял польский композитор Павел Мыкетын, создавший саундтрек к драме Ежи Сколимовского «Иа» — про жизнь оелика, показанную через отношение к нему разных хозяев.
Специальная награда за лучшую европейскую комедию досталась детищу испанца Фернандо Леон Де Араноа «Самый лучший босс». Трагикомическая сатира с Хавьером Бардемом, насмехающаяся над образом «капиталиста с человеческим лицом» и концепцией семейного бизнеса, составила забавную пару с «Треугольником печали».
К итальянской картине «Маленькое тело» ушел еще один особый приз от ФИПРЕССИ (Международной федерации критиков). Фильм Лауры (Замани описывает драму женщины, потерявшей ребенка при родах, но лелеющей безумную надежду оживить свое дитя.
Призраки войны
Российские ленты евроакадемики до номинаций высокомерно не допустили. Зато антироссийские — без проблем. Одна из них, «Мариуполь 2» литовца Мантаса Кведаравичюса (сиквел «Мариуполя» 2016 года), запечатлевшая события на Украине понятно с какой стороны, была названа лучшим документальным проектом. Кстати, режиссер до награждения не дожил. Сунувшись в зону боевых действий, Мантас погиб на месте съемок в апреле этого года, а кино монтировали другие люди.
Лучшей анимационной картиной стал кукольный мультфильм француза итальянского происхождения Алена Угетто «Собакам и итальянцам вход воспрещен» — рефлексия постаковшика на прошлое своей семьи, в начале XX века перебравшейся в поисках лучшей доли с Апеннинского полуострова на родину Астерикса и Обеликса.
Наконец, награду за лучшую короткометражку получила франко-словенская миниатюра «Бабулина сексуальная окизнь» Эмили Пигар и Уршки Дюкич, основанная на воспоминаниях четырех пожилых женщин о своей бурной молодости.
Приз зрительских симпатий отошел, к боснийской драме «Куда ты идешь, Аида?» Ясмилы Жбанич. В ней рассказывается о переводчице, пытающейся спасти родных во время обострения конфликта на Балканах в 1995 году.
Остается добавить, что почетную премию Европейской киноакадемии за достижения в карьере получила живая легенда — немецкая постановщица Маргарете фон Тротта («Поруганная честь Катарины Блюм», «Роза Люксембург», «Ханна Арендт»).
30.12.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|