Тени «Холодной войны»:
итоги кинофестиваля European Film Awards-2018
В минувший уик-энд в испанской Севилье прошло очередное, 31-е по счету, вручение наград Европейской киноакадемии. И если погода на улице радовала незимним теплом, в кулуарах слегка тянуло сквозняком «холодной войны». Хотя по факту политики было мало. Зато много байопиков и фильмов о недавнем прошлом...
Назад, в прошлое
Европейские киноакадемики, которые в минувшем году забросали призами неоднозначную антибуржуазную сатиру шведа Рубена Эстлунда «Квадрат», в этом сезоне обрушили свои милости на куда более очевидного кандидата. Но вряд ли потому, что тот оказался лучшим из лучших. Скорее, лучшим из просто хороших.
Речь идет о черно-белом ретро польско-британского постановщика Павла Павликовского «Холодная война». Эта драма с Иоанной Кулиг и Томашем Котом — история любви, разворачивающаяся в течение многих лет в послевоенной Европе, разделенной на капиталистический Запад и социалистический Восток. Картина победила сразу в пяти номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса» (Кулиг), «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж».
Вторым по значимости бенефициаром EFA-2018 стал триллер итальянца Маттео Гарроне «Догмэн» о маленьком человеке, оказавшемся втянутым в криминальное противостояние. На счету ленты три трофея, завоеванные в категориях «Лучший актер» (Марчелло Фонте), «Лучшие костюмы» и «Лучшие грим/прически».
Русские не идут
Разумеется, в списке лауреатов не обошлось без «русского следа». Так, лучшей комедией киноакадемики признали сатиру Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», которой в последний момент перекрыли доступ в наш прокат. А музыкальный байопик «Лето» Кирилла Серебренникова про Виктора Цоя и Майка Науменко взял приз за лучшую работу художника-постановщика.
С другой стороны, прошедшие изначальный отбор фильмы «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Довлатов» Алексея Германа-мл. и «Донбасс» Сергея Лозницы не угодили в итоговый шорт-лист. И, соответственно, не добрались до стадии награждения.
Премию за лучшую музыку заработали Кристоф М.Кайзер и Юлиан Маас, композиторы биографической драмы «3 дня с Роми Шнайдер». Лучшим оператором стал Мартин Оттербек, снявший драму «Утойя, 22 июля» о об устроенном Андерсом Брейвиком в 2011 году теракте в Норвегии. Лучший дизайн звука академики нашли в немецкой военной драме «Капитан» — угрюмой истории гитлеровского военного преступника, самозванца и садиста Вилли Герольда. Ну а статуэтку за лучшие спецэффекты выдали шведской романтической фантазии «На границе миров» про отношения двух странных, отталкивающей внешности существ, которые одновременно и очень похожи, и отличаются друг от друга.
Девочки и мальчики
Особого внимания удостоилась драма «Девочка» Лукаса Донта, получившего премию «Открытие года». Речь в фильме идет о 15-летнем трансгендере (Виктор Полстер), который ощущает себя девушкой и мечтает стать балериной.
А приз за лучший анимационный проект получила работа «Еще один день жизни» Дэмиена Ненова и Рауля де ла Фуэнте, снятая на польском языке. Сюжет ленты вращается вокруг командировки журналиста в воюющую Анголу 70-х годов XX века.
Что касается лучшего документального фильма, таковым назвали «Бергман. Год жизни» шведки Джейн Магнуссон. Лучшей короткометражкой стала миниатюра Сары Фгаер «Годы» — несколько связанных закадровым комментарием документальных зарисовок из жизни Сардинии, снятых в разные годы.
Специальную награду University Awards вручили притчевой драме итальянки Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь» о простодушном деревенском юноше, чья дружба с аристократом внезапно переворачивает привычный уклад его провинциального мирка.
Наконец, приз зрительских симпатий достался драме Луки Гуаданьино «Назови меня своим именем». Любопытно, что это удостоенное сценарного «Оскара» восьмидесятническое гей-ретро нравится даже людям, мягко говоря, далеким от ЛГБТ.
Осталось рассказать о трех почетных наградах, нашедших своих героев на EFA-2018. Премию за европейский вклад в мировое кино получил английский актер и режиссер Рэйф Файнс («Список Шиндлера», «Онегин»). Приз за достижения в карьере ушел к испанской актрисе Кармен Маура («Матадор», «Возвращение»). И просто почетную награду за творчество дали ветерану греческого кино режиссеру Коста-Гаврасу («Дзета», «Пропавший без вести»).
19.12.18
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|