Чаки и компания:
куклы-убийцы в кино
В этом месяце в прокат выходят сразу два фильма про кукол, одержимых злом — «Детские игры» и «Проклятие Аннабель 3». Похоже, мода на пупсов-убийц, в свое время породившая волну «кукольных» хорроров, возвращается. Самое время вспомнить, как она начиналась...
Оживший ужас
Видимо, точкой отсчета следует считать 1987 год, когда Стюарт Гордон выпустил в свет своих «Кукол». История о супружеской паре, которая научилась оживлять кукол (и эти куклы убивали тех, кто им не нравился), не стала хитом, но принесла прибыль, а фильм внезапно похвалили критики.
Продюсер картины Чарльз Бэнд меж тем вдруг обнаружил, что игрушки в виде кукол из его проекта разлетаются как горячие пирожки. Подумав, он решил запустить в производство ужастик на соответствующую тему, который мог бы положить начало целому циклу.
Так появился культовый «Повелитель кукол» (1989) Дэвида Шмеллера где действовали оживленные неким мастером марионетки-убийцы — Бурильщик, Пиявка, Пинхед, Лезвие и Шут. Каждая имела оригинальный дизайн и уникальную манеру умерщвлять своих жертв. Вот это уже был настоящий успех: новая кинофраншиза дожила до наших дней и насчитывает на сегодня впечатляющие 14 серий, причем часть из них — приквелы и спин-оффы.
Тем не менее, Бэнд все равно досадовал, что его опередили и самые жирные сливки с темы сняли другие люди. Речь, конечно же, идет о Доне Манчини и Томе Холланде, выпустивших на несколько месяцев раньше «Детские игры» (1988). Хоррор про куклу Чаки, в которую вселилась душа сведущего в оккультизме маньяка-потрошителя, стал первым подобным фильмом, поддержанным студией-мэйджором. MGM выложила на проект $9 млн и не прогадала: лента с Брэдом Дурифом окупилась четырежды. И тоже породила киносериал в семи частях. «Детские игры», что стартуют 20 июня в прокате, — восьмая лента, представляющая собой ремейк, где Чаки является роботизированной игрушкой и становится убийцей из-за сбоя программы.
Когда схлынет волна
Осознав коммерческий потенциал кукол-убийц, в начале 90-х киношники стали клепать соответствующие страшилки как на конвейере: «Прелестная Долли» (1991), «Игрушки демона» (1992), «Плохой Пиноккио» (1996), «Тряпичная кукла» (1999) и прочая, и прочая. В основном это был проходной трэш, но его влияние на процессы в кинематографе ощущались в мировом масштабе. Даже в России Эльдор Уразбаев снял мистический триллер «Хаги-Траггер» (1994) про куклу-убийцу, способную гипнотизировать и телепортироваться.
Как водится, большие игроки на рынке попытались перевести сложившийся канон субжанра на рельсы семейното кино. Но зритель на кукол, которые мочили не людей, а лишь друг друга, не повелся. Крупнобюджетный Фильм Джо Данте «Солдатики» (1998), где сражались игрушечные вояки и пришельцы с искусственным интеллектом, провалился в прокате.
Словом, к началу XXI века волна зрительского интереса к зловещим куклам схлынула. Хотя фильмы продолжали выходить. В Южной Корее в 2004 году появился изящный «Кукольник» Чона Ён-ги о мести куклы за убийство своего создателя. Но для жанра важна куда менее совершенная лента Джеймса Вана «Мертвая тишина» (2007) с Донни Уолбергом и Эмбер Валетта про зловещую куклу чревовещателя, одержимую мстительным духом. Кино провалилось, но Ван, имевший пристрастие к страшным марионеткам (помните куклу на детском велике в его «Пиле»?), чувствовал, что из его личного бзика при должной проработке выйдет толк. Так и получилось.
Только Аннабель
В 2013 году Джеймс Ван представил вниманию зрителей мистический хоррор «Заклятие», повествующий об ужасающих приключениях семейной четы исследователей паранормальных явлений Уорренов (Патрик Уилсон и Вера Фармига). В нем фигурировала жуткая кукла Аннабель, в которую вселялся призрак, но центральной роли в сюжете она не играла. Зато когда фильм стал блокбастером ($320 млн мировых сборов), демонической игрушке отвели отдельную серию спин-оффов. В 2014-м вышло «Проклятие Аннабель», в 2017-м — «Проклятие Аннабель: Зарождение зла», а уже 27 июня мы познакомимся с «Проклятием Аннабель 3».
Вдохновленные триумфом хоррор-вселенной Вана, его коллеги регулярно пытаются повторить кассовые достижения мастера. Но их эксплуатация темы, вроде «Куклы Роберта» (2015) Эндрю Джонса, не пользуется спросом у публики. Только Аннабель! Только хардкор!
21.06.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|