Канны-2016:
Итоги кинофестиваля
В минувший уик-энд завершил свою работу 69-й Каннский кинофестиваль. И снова вердикт жюри этого престижного форума, как и в прошлом сезоне, вверг большинство профессиональных критиков и синефилов-любителей в полное недоумение. Опять всеобщие фавориты остались без наград, а «темные лошадки» сорвали банк...
Обманутые ожидания
Так, к концу смотра сложилось мнение, что три самых сильных работы конкурсной программы — это фильмы «Тони Эрдманн» Марен Аде (семейная история про эксцентричного старца, резко меняющего жизнь своей дочери), «Патерсон» Джима Джармуша с Адамом Драйвером (элегия о творческом начале, дремлющем в душах простых обывателей), и «Она» Пола Верховена с Изабель Юппер (язвительное кино на тему патологических отношений между мечтающей о мести изнасилованной женщиной и тем, кто над ней надругался). И что же? Жюри во главе с постановщиком «Безумного Макса» Джорджем Миллером скопом прокатило их всех! «Тони Эрдманн», правда, взял Приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, но это слабое утешение, чего уж там.
Главный же приз — «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм — жюри вручило скучноватой и безыскусной социальной драме британца Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк» о злоключениях пожилого работяги, пытающегося выбить из государства пособие по нетрудоспособности. Ничто, как говорится, не предвещало...
Ну, бывает и такое
Дальше — больше. Гран-при достался 27-летнему канадцу Ксавье Долану за угрюмую и тривиальную мелодраму «Это всего лишь конец света» с Гаспаром Ульелем, Леа Сейду, Венсаном Касселем и Марион Котийяр про больного СПИДом писателя, приезжающего попрощаться с родными перед смертью.
Приз за режиссуру жюри поделило между румыном Кристианом Мунджиу за «Выпускной» и французом Оливье Ассайасом за «Персонального покупателя» с Кристен Стюарт. И это решение публика встретила неоднозначно. Первый фильм (на тему компромиссов с совестью, на которые порой идут даже хорошие люди) одобрила, а вот второй (невнятная притча о девушке, которая помогает знаменитостям в подборе вещей и при этом видит призраков) сочла слишком претенциозным и пустым.
Приз жюри отошел «Американской милашке» англичанки Андрен Арнольд — вполне рядовой дорожной драме с Сашей Лэйн и Шайей ЛаБафом о похождениях странствующей по Америке юной оторвы. Больше всех основных призов получил весьма неплохой «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади. Эта история постановки пьесы «Смерть коммивояжера», происходящей на фоне трагического инцидента в жизни играющих спектакль актеров, была удостоена наград за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни). Присуждение же премии за лучшую женскую роль Жаклин Хосе, изобразившей толстую наркоторговку у филиппинца Брийанте Мендосы в фильме «Ма Роза», зрители явно не оценили.
Российский след
«Золотую камеру» за лучший дебют вручили ярой французской феминистке Уде Беньямине за проект «Божественные» (энергичное молодежное кино про девчачью дружбу без сантиментов), и мадам режиссер, получая трофей, не упустила шанс проорать со сцены что-то на тему «герлз пауэр».
Испанец Хуанхо Хименес Пенья унес с собой приз за лучшую короткометражку «Таймкод» из жизни охранников парковки. А почетную «Золотую пальмовую ветвь» вручили актеру Жан-Пьеру Лео, ветерану французского кино, еще мальчишкой начавшему карьеру в «400 ударах» Франсуа Трюффо.
Что касается российского кино, то в основной конкурс наши фильмы в этом году не попали. Впрочем, в программе «Особый взгляд» была представлена драма Кирилла Серебренникова «(М)ученик». Режиссер экранизировал свой спектакль о школьнике, который по причине истовой религиозности вступил в конфликт с учительницей биологии. И данная работа, заметим, хоть и не прогремела, незамеченной в Каннах не прошла, получив премию имени киножурналиста Франсуа Шале.
Все недовольны
Основной итог смотра, увы, — снова скандал. Тот кавардак, что учинило год назад в Каннах своим диким судейством жюри во главе с Джоэлом и Итаном Кознами, перекрыт новым. По общему мнению, золотой дождь мало того, что пролился не на лучших (в числе прочих со свистом пролетели новые ленты Педро Альмодовара, Шона Пенна, Брюно Дюмона и Пак Чхан Ука), а на середняков — так еще и ряд явных двоечников задел. А вы говорите, «Евровидение» скандальное было...
29.05.16
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|