Юбилей с Томом Крузом:
итоги Каннского кинофестиваля

75-й Каннский кинофестиваль планировался как настоящий праздник синема, триумфальное возвращение к допандемийной норме. Но несмотря на ряд представленных на нем интересных работ, из-за известных мировых потрясений он прошел весьма смазанно — на пышный юбилей это ощутимо нервное мероприятие было совсем не похоже...
Острова и горы
Жюри под председательством французского актера Венсана Линдона тщательно обошло большинство острых углов, в изобилии представленных состоянием международной обстановки, и вынесло вердикт, который мало кому показался идеальным, однако в целом устроил всех.
«Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм присудили «Треугольнику печали» шведа Рубена Эстлунда — социальной сатире, в которой богачи, попавшие после кораблекрушения на необитаемый остров, вынуждены выживать наравне с собственной обслугой и простыми матросами.
Гран-при жюри решило поделить. Награда досталась драмам «Близко» бельгийца Лукаса Донга и «Звезды в полдень» француженки Клер Дени. Первая картина рассказывает о дружбе двух мальчиков, которая рушится под давлением обстоятельств, вторая повествует о романе английского бизнесмена и американской журналистки на фоне гражданской войны в Никарагуа в 1984 году.
С призом жюри вышло то же самое. Ее удостоились сразу две ленты: «Иа» поляка Ежи Сколимовского и «Восемь гор» бельгийцев Феликса ван Гроиингена и Шарлотты Вандермерш. «Иа», как нетрудно догадаться, — история обычного ослика, раскрывающаяся через отношение к нему окружающих его людей. «Восемь гор» — экранизация романа Паоло Коньетти о двух друзьях детства, которые годами поддерживают дружеские отношения, начавшиеся в горной глуши.
За лучшую жизнь
Премию как лучший режиссер подучил корейский мэтр Пак Чхан-ук, приехавший в Канны с психологическим детективом «Решение уйти» на тему расследования подозрительной смерти мужчины, упавшего со скалы. Награду же за лучший сценарий вручили шведу египетского происхождения Тарику Салеху — он выступил на фестивале с триллером «Парень с небес» про выходящую за рамки приличии борьбу за место имама в престижном Каирском университете.
Ветеран корейского кино Сон Кан-хо был назван лучшим актером за роль в драме «Посредник». Он играет мужчину, который подыскивает родителей для брошенных младенцев, но однажды попадает под подозрения в грязной игре. Ну а лучшей актрисой стала Зара Амнр Эбрахимн из Ирана, сыгравшая в триллере «Священный паук» про религиозного фанатика, решившего с помощью убийств и террора очистить свой город от женщин легкого поведения.
«Золотой камеры» за лучший дебют удостоились американки Джина Гаммелл и Райли Кио, снявшие драму «Боевой пони» — историю о жизни в резервации нескольких юных индейцев из племени отдала-лакота.
Наконец, Специальный приз кинофорума достался бельгийцам Жан-Пьеру и Люку Дарденнам за эмигрантскую повесть «Тори и Локита» про пару африканских подростков, пытающихся ради лучшей жизни попасть в Европу.
И это все о нем
Хотя Канны вроде бы должны привлекать ценителей артхауса, самые громкие новости генерировали знаменитости, не участвовавшие в конкурсе. Речь прежде всего идет о Томе Крузе, презентовавшем на смотре боевик «Топ Ган: Мэверик» с собой в главной роли. Вот о нем СМИ писали и говорили едва ли не больше, чем о звездах основной программы. Благо улыбчивому и поджарому американцу, которому через месяц стукнет 60 лет, с помпой вручили почетную Золотую пальмовую ветвь в знак признания заслуг на поприще кинематографа. Такой же трофей достался Форесту Уитакеру, но на фоне пекущего блокбастеры коллеги скромный лауреат «Оскара» 2007 года совершенно потерялся.
Российским проектам, понятно, в этом сезоне ничего не светило. Режиссер Кирилл Серебренников, оппозиционно настроенный по отношению к властям, привез на набережную Круазетт драму «Жена Чайковского» с Аленой Михайловой в роли супруги композитора, пытающейся смиряться с его нетрадиционной сексуальной ориентацией, но даже столь «повесточную» картину демонстративно не заметили. Впрочем, наш постановщик оказался в хорошей компании — великий канадец Дэвид Кроненберг, который привез во Францию абсолютно крышесносный боди-хоррор «Престуюения будущего», тоже пролетел мимо наград.
02.06.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|