Первое лето:
итоги Каннского кинофестиваля

За всю свою историю Каннский кинофестиваль никогда не проводился летом. Сначала это была осень. Потом стал май. Лишь 74-й по счету смотр нарушил сложившуюся традицию и прошел с 6 по 17 июля. Понятно, в этом исключении виновато коронавирусное бедствие, постигшее мир...
Титановый сплав
Жюри форума возглавил в этом сезоне американский режиссер Спайк Ли, в последнее время более известный своими экстравагантными вкусами и высказываниями, чем достижениями. Неудивительно, что на решениях его команды лежала печать вызывающего нонконформизма.
Так, «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм взял франко-бельгийский «Титан» Джулии Дюкорно — шокирующий боди-хоррор в духе Дэвида Кроненберга. Героиня сюрной фантазии в исполнении Агаты Руссель занимается сексом с автомобилями, беременеет от техники, превращается в мужчину, убивает — и все каким-то образом иносказательно описывает безумие и свободу нашего времени. Народ радикализм дамы-режиссера не особо оценил, в отличие от жюри. Многие зрители досмотреть кино физически не смогли. Такое вроде случалось ранее лишь с «Необратимостью» (2001) Гаспара Ноэ.
Гран-при Канн на сей раз разделили иранец Асгар Фархади с драмой «Герой» о мужчине в долгах, испытывающем искушение поправить дела нечестным поступком, и финн Юхо Куосманен с меланхоличным роуд-муви «Купе номер шесть» про финскую девушку, знакомящуюся в поезде с русским работягой.
Приз жюри также получили две работы: «Колено Ахед» израильтянина Надава Лапида и «Память» тайца Апичатпонга Вирасетакула. Первый фильм описывает сложные отношения режиссера и цензорши, отягощенные сексуальным влечением. Второй — магреалистическая притча, где героиня Тильды Суинтон пытается найти источник преследующих ее слуховых галлюцинаций.
Фигура отца
Лучшим режиссером фестиваля был признан француз Леос Каракс, выступивший с мюзиклом «Аннетт». Эта рок-опера с Марион Котийяр и Адамом Драйвером повествует об отце-одиночке, обнаруживающем у своей дочери некий необычный дар.
Награду как лучшему актеру вручили американцу Калебу Лэндри Джонсу за роль в драме Джастина Курзеля «Нитрам», в основу которой положен реальный случай массового убийства.
Лучшей актрисой стала норвежка Ренате Реинсве; ее премировали за комедию «Худший человек на свете» на тему женского кризиса среднего возраста.
Приз за лучший сценарий получили японцы Рюсукэ Хамагути и Такамаса Оэ за драму «Сядь за руль моей машины». В ее основе лежит рассказ Харуки Мураками про театрального режиссера, у которого завязывается роман с девушкой-водителем во время работы над пьесой Чхова. Фильм также завоевал Приз экуменического жюри и Приз ФИПРЕССИ.
Что же касается «Золотой камеры» за лучший дебют, ее получила хорватка Антоанетта Кусиянович, презентовавшая на смотре драму «Мурена» о девушке, пытающейся выйти из-под контроля своего деспотичного отца.
В основном конкурсе была заявлена фантасмагория Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» с Чулпан Хаматовой и Юрием Колокольниковьм, в которой мешаются реальность и гриппозный бред. Но фильм остался без наград. Удачнее русское кино выступило в программе «Особый взгляд». Гран-при в этой секции получила лента Киры Коваленко «Разжимая кулаки» — опять о девушке, мечтающей вырваться из-под папиной гиперопеки.
Мастера в пролете
Как часто бывает в Каннах, признанные мэтры остались без трофеев. Не заинтересовал жюри эротический триллер Пола Верхувена «Искушение» из жизни монашек—лесбиянок XVII века. Мимо призов пролетела ансамблевая журналистская комедия Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас Ивнинг Сан». Остался ни с чем Франсуа Озон, привезший семейную драму «Все прошло хорошо» на тему эвтаназии. Провалился Шон Пенн с «Днем флага» — историей преступника, трогательно заботящегося о своей дочери. Не оправдала надежд «Франция» Брюно Дюмона — комедия с Леа Сейду в роли медийной звезды, ставящей свою заполненную суетой жизнь на паузу. То же случилось с драмой Нанни Моретти «Три этажа», препарирующей нравы буржуазных семей, и драмой Жака Одиара «Париж, 13-й округ» из жизни французской молодежи.
Если кто из классиков и достиг в Каннах чего-то вроде триумфа, так это Джоди Фостер и Марко Белоккьо, получившие почетные «Золотые пальмовые ветви» за вклад в киноискусство.
22.07.21
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|