«Медведи» на льду:
Итоги Берлинского кинофестиваля
На прошлой неделе завершил свою работу очередной, 64-й по счету, Берлинский кинофестиваль. Один из наиболее престижных кинофорумов планеты вновь подтвердил свой высокий статус и популярность среди синефилов — в ходе смотра были реализованы 330000 билетов. Это новый рекорд в истории Берлинале...
Следы ведут в Китай
Жюри кинофестиваля всегда умело удивлять — и не то чтобы всегда приятно, надо заметить. В этом сезоне тоже не обошлось без сюрпризов, вызвавших изрядное недоумение. По всему выходило, что фаворитом мероприятия является новая работа Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», ретро-комедия с уймой первоклассных актеров, сплошь звезд мирового уровня — от Рэйфа Файнса до Тильды Суинтон. Однако эта понравившаяся абсолютно всем американо-немецкая лента получила второй по значимости трофей — гран-при жюри.
А что же с «Золотым медведем» за лучший фильм? Что ж, им признали китайский триллер «Черный уголь, тонкий лед». Эта лента Йинана Дяо, рассказывающая о расследовании серии убийств, растянувшемся на годы, прямо скажем, произвела на жюри более сильное впечатление, чем на публику. Настолько, что сыгравший в ней Ляо Фан также был награжден «Серебряным медведем» — как лучший актер.
Еще один лидер зрительских симпатий, которому прочили главный трофей — драма американца Ричарда Линклейтера «Отрочество» — довольствовался призом за лучшую режиссуру. Эта история взросления ребенка, кстати, запечатлена на пленке очень интересным способом, потребовавшим от авторов огромного терпения. Постановщик распределил 39 рабочих дней проекта на 12 лет: таким образом, юные актеры росли вместе с фильмом, в котором были заняты!
Награда для лося
На крупных кинофестивалях часто случается так, что на них чествуют заслуженных ветеранов, чьи главные шедевры вышли давным-давно, но они еще достаточно крепки, чтобы выдавать на-гора достойные фильмы. На сей раз таким патриархом стал французский классик Ален Рене. 91-летний мэтр явил на форуме драму «Любить, пить и петь» («Жизнь Райли»), сюжет которой вращается вокруг того, как люди воспринимают смертельную болезнь, постигшую их друга. Эта лента завоевала Приз имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в кино и Премию Международной федерации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
Что касается лучшей актрисы, то жюри сочло таковой Хару Куроки в японской драме «Маленький дом». Это кино рассказывает о том, как племянник находит после смерти тетушки трогательные записи о насыщенной событиями молодости своей родственницы.
Также в Азию ушел особый «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения: такой чести удостоился китайский оператор Цзянь Цзэн за работу в фильме «Массаж вслепую», истории инвалида по зрению, освоившего профессию массажиста.
Не были обделены статуэтками, конечно же, хозяева смотра — наградой за лучший сценарий отмечена немецкая драма «Крестный путь» про девушку-подростка, в душе которой разгорается конфликт между чувствами к однокласснику и жесткими нормами поведения, принятыми в ее ультрарелигиозной семье.
Увы, российский кинематограф снова не попал в эпицентр внимания Берлинале. И все же единственный наш участник — мультфильм «Мой личный лось» Леонида Шмелькова — не остался без трофея, взяв специальный приз программы Generation Plus.
Вне игры
Как водится, помимо списка победителей не менее любопытен для киномана список тех лент, что могли бы участвовать в борьбе за призы, но были показаны вне конкурсной программы. И его, конечно, возглавляет новый опус Ларса фон Триера «Нимфоманка», в целом оцененный высоко — правда, СМИ больше обсуждали не содержание этого эротического эпоса из жизни женщины, а неадекватное поведение снявшегося в нем Шайи ЛаБафа, внезапно свалившего с пресс-конференции с загадочной фразой «Чайки следуют за траулерами, ибо ждут, что сардины упадут за борт. Спасибо вам большое», — а потом явившегося на премьеру в надетом на голову пакете с надписью: «Я больше не знаменитость».
Наоборот, Джордж Клуни был само очарование, однако его свежая работа «Охотники за сокровищами» — рассказ о спецотряде искусствоведов, спасавших шедевры искусства от нацистов во время Второй мировой войны, — встретила в Германии холодный прием. Впрочем, как и на родине: критики нашли кино легковесным, фрагментарным и слишком дидактичным.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 19.04.14
|