Нервное прощание:
итоги Берлинского кинофестиваля
17 февраля завершил свою работу 69-й Берлинский кинофестиваль. Последний с Дитером Коссликои в статусе директора форума, он не запомнился ничем особенным — кроме слегка нервозной обстановки с парой скандальчиков. Зрители получили блеклую программу с уймой скучных картин на «правильные темы».
По воле жюри
Как бы тем ни было, главный приз Берлинале — «Золотой медведь» за лучший фильм — жюри во главе с Жюльетт Бинош мудро присудило фильму, который понравился и критикам, и журналистам, и простой публике. Речь о драме израильтянина Надава Лапида «Синонимы» о еврее (Том Мерсье), переехавшем в Париж и пытающемся отказаться от своей иудейской идентичности, дабы стать настоящим французом. Конечно, вскоре выясняется, что в нестабильной Европе сегодняшнего дня решение героя стать безродным космополитом оказывается, мягко говоря, неудачным.
Что касается Гран-при жюри, то тут уже вердикт был явно отягощен конъюнктурными соображениями. Награду дали весьма унылой драме Франсуа Озона «По воле божьей», основанной на недавней истории осуждения католического священника-педофила Бернара Прейно.
Обещанный Коссликом курс на большее внимание женскому творчеству обернулся тем, что «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру достался немке Ангеле Шанелек за «Я был дома, но...» — претенциозной и вычурной работе в духе широко известной в узких кругах «Берлинской школы» кинематографа. Сюжет ленты темен в худших традициях зубодробительного авторского артхауса и служит интересным лишь специалистам примером использования авангардного киноязыка.
Большой китайский маневр
Несколько слов о главном скандале форума. Кажется, впервые в истории устроители Берлинале прогнулись перед политиками и внезапно сняли с конкурса ретродраму Чжана Имоу «Одна секунда» на тему культурной революции в КНР. Объяснено это было мутными «техническими причинами», но все уверены, что отмена премьеры произошла под давлением китайских властей. На фоне такого облома жюри нашло способ отметить китайский вклад в киноискусство, вручив сразу два «Серебряных медведя» работе Вана Сяошуая «Прощай, сын мой» — истории одной китайской семьи, разворачивающейся на фоне политических и экономических реформ в стране. Актеры Ван Цзинчуй и Юн Мэй получили премии за сыгранные в ней лучшие мужскую и женскую роли соответсвенно.
Что же касается приза за лучший сценарий, то статуэтки ушли к итальянцам Роберто Савиано, Клаудио Джованнези и Маурицио Брауччи за «Пираний Неаполя», драму о молодых бандитах нового поколения, мало чем похожих на прежних бойцов каморры — за исключением зашкаливающей жестокости.
Приз имени Альфреда Бауэра за произведение, открывающее новые перспективы, выдали немке Норе Финшельдт за драму «Крушители системы». Это некомфортная для просмотра лента о совершенно неуправляемой, агрессивной 9-летней девочке Бенни (Хелена Зенгель), обращающей жизнь окружающих в сущий ад.
Русские на заднем ряду
«Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства получил Расмус Видебак, оператор фильма норвежца Ханса Петтера Моланда «Угоняя коней» о судьбе вдовца (Стелан Скарсгард), который, чтобы освежить в памяти яркие моменты прошлого, переезжает в места, где он провел свою юность.
Наконец, премия за лучшую короткометражку досталась немцам Флориану Фишеру и Йоханнесу Креллу за проект «Умбра», экспериментальную бессюжетную новеллу об игре света и тени, скрывающей истинные формы вещей и пространственные границы.
Осталось добавить, что британская актриса театра и кино Шарлотта Рэмплинг получила почетного «Золотого медведя» за заслуги в области кинематографа.
Увы, пролетел мимо основных наград фаворит зрительских симпатий — драма «Бог существует, ее имя — Петруния» македонки Теоны Стругар Митевской. Остроумная история о столкновении обычной женщины с миром мужских религиозных догматов завоевал утешительный трофей — Приз экуменического жюри.
К сожалению, в этом сезоне российские картины в основной конкурс не попали. Нашу страну на Берлинале представляли молодежная драма Александра Горчилина «Кислота» (в секции «Панорама») и военная драма Александра Золотухина «Мальчик русский» (в секции «Форум»). Никакого особого успеха помимо сдержанно теплого приема публики они взыскали.
20.02.19
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|