В режиме жесткой экономии:
итоги Берлинского кинофестиваля

25 февраля 2024 года закончил свою работу 74-й Берлинский кинофестиваль. Он подчеркнул акцент на неигровом кино, оформившийся еще в 2023-м, а также взял курс на урезание бюджета мероприятия из-за проблем в экономике Германии: упразднены секции для молодых режиссеров, число кинопоказов сократилось на 28%...
Из Африки
В прошлом году «Золотого медведя» Берлинале за лучший фильм дали документальной французской ленте «На Адаманте» о плавучем центре помощи гражданам с проблемами в психике. В этот раз жюри под
председательством чернокожей актрисы, обладательницы «Оскара» Лупиты Нионго, поступило схожим образом. Главная награда досталась неигровой картине француженки Мати Диоп «Дагомея», повествующей о попытках возврата культурных ценностей, вывезенных колонизаторами из Африки.
Гран-пря жюри вручило драме корейского режиссера Хона Сан-су «Нужды путешественника». Речь в ней идет о француженке (Изабель Юппер), оставшейся без средств к существованию в Корее и пытающейся заработать на жизнь репетиторством по французскому языку.
Специальный приз жюри достался — вы не поверите — фантастической комедии! Сюжет фильма «Империя» француза Брюно Дюмона вращается вокруг рыбацкой деревушки, которая становится ареной противостояния инопланетян. Кино позиционируется как пародия на «Звездные воины» и «Игру престолов» разом.
Ну а «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру взял доминиканец Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас. Его работа «Пепе» рассказывает о печальной судьбе бегемота, привезенного из Африки в Колумбию, в личный зоопарк наркобарона Пабло Эскобара. У данного произведения интересная форма подачи: зритель будто бы видит происходящее на экране глазами животного.
Мужской минимум
После трех лет подряд вручения в Берлине статуэток за лучшие роль и роль второго плана исключительно женщинам (убрали гендерное деление, называется), жюри поимело-таки совесть. «Серебряного медведя» за лучшую роль получил Себастиан Стэн за участие в триллере Аарона Шимберга «Другой человек» (США). Он сыграл изуродованного парня, который после пластической операции обретает новое лицо, но вскоре осознает, что это не сделало его лучше как личность.
Награду за лучшую роль второго плана обрела британка Эмили Уотсон, засветившаяся в «Подобных мелочах» с Киллианом Мерфи. Данная ретродрама ирландца Тима Милантса фокусируется на истории «прачечных Магдалины» — исправительных центров Для «падших женщин», жестоко управлявшихся католической церковью.
Премию за лучший сценарий присудили немецкой драме «Умирание». В этой ленте Маттиаса Гласнера с Ларсом Айдингером прослеживается судьба угасающей семьи, глава которой с диагнозом «деменция» попадает в дом престарелых.
Наконец, «Серебряный медведь» за выдающийся художественный вклад ушел к австрийскому оператору Мартину Гшлахту за работу в психологическом хорроре «Дьявольская баня» про женщину (Аня Плашг) из середины XVIII века, из-за неудачного брака решающуюся на кошмарный акт насилия.
Не до архитектурных красот
Главный приз в программе «Encounters» завоевал документальный фильм Гийома Кайо и Вена Рассела «Прямое действие» (Франция/ФРГ), повествующий о группе экологических активистов, которых за бескомпромиссность в борьбе многие называют экотеррористами. Лучшей же короткометражкой жюри признало аргентинскую миниатюру «Странное движение» Франсиско Лесамы — 22-минутную историю музейной охранницы, влюбляющейся в сотрудника пункта обмена валют.
Что касается «народной» секции «Панорама», то приз зрительских симпатий заработали «Воспоминания о горящем теле» костариканки Антонеллы Судасасси Фернисс — драма на тему скрытых желаний и сексуальности пожилых женщин.
Остается добавить, что почетного «Золотого медведя» за вклад в мировой кинематограф получил знаменитый американский режиссер Мартин Скорсезе.
Стоит заметить, что хотя российские картины не были допущены до конкурса, в нем участвовал проект российского режиссера, снятый как франко-немецкая копродукция. Речь о документальной ленте уроженца Ленинграда Виктора Косаковского «Архитектон» — фильме-размышлении о мировой архитектуре, в которой словно в зеркале отражаются как созидательные, так и разрушительные силы история. Никаких наград это неигровое кино, понятное дело, не получило.
01.03.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|