На Западном фронте без перемен:
итоги Берлинского кинофестиваля

В минувший уик-энд закончил работу 73-й Берлинский кинофестиваль, и его итоги оказались на диво европоцентричны. Больше никаких заигрываний с кинематографом Азии и Америки. Жюри под руководством актрисы Кристен Стюарт словно линию фронта провело: все значимые призы — только европейским проектам...
Отклонения от нормы
Похоже, Берлинале переняло эстафету Венецианского смотра, который в минувшем сезоне отдал главный приз документальной картине. Вот и в столице Германии поступили аналогично. «Золотого медведя» за лучший фильм присудили неигровой ленте француза Николя Филибера «На Адаманте», рассказывающей о необычном плавучем центре помощи людям с психическими проблемами, расположенном на реке Сена в самом центре Парижа.
Гран-при жюри досталось немецкой драме «Красное небо» завсегдатая кинофорума Кристиана Петцольда. Речь в ней идет о четырех молодых людях, отдыхающих на Балтике, которые оказываются отрезаны от мира полосой пожаров и из-за стрессовой ситуации начинают узнавать друг друга ближе, чем предполагалось.
Специальный приз жюри отдали драме португальца Жуана Каиижу «Плохая жизнь». Ее сюжет вращается вокруг дисфункциональной семьи, состоящей из женщин разных поколений. Без того непростые отношения героинь усугубляются тем, что одна из них страдает биполярным расстройством.
Наконец, «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил именитый француз Филипп Гаррель. Он принял участие в конкурсе с семейной драмой «Большая колесница» с участием своих отпрысков — Луи, Эстер и Лены Гаррель, которые играют детей умершего владельца кукольного театра, пытающихся сохранить наследие отца.
Женское царство
Отказ от деления актерских наград на мужские и женские вновь привел к гендерному дисбалансу. Третий год подряд статуэтки за лучшие главную роль, и роль второго плана вручают исключительно женщинам. На сей раз лауреатками стали 9-летняя испанка София Отеро и 23-летняя немка Tea Эре соответственно. Первая сыграла в драме взросления Эстибалис Урресола Солагурен «20 тысяч пород пчел» про девочку, проводящую судьбоносное лето на пасеке у бабушки. Вторая засветилась в романтическом триллере «До конца ночи» о бывшей заключенной, разбивающей сердце полицейскому.
Премию за лучший сценарий жюри отдало немке Ангеле Шанелек, выступившей с драмой «Музыка» — современным пересказом трагической судьбы царя Эдипа, волею Рока убившего отца и женившегося на своей матери.
Ну а «Серебряный медведь» за выдающийся художественный вклад ушел к француженке Элен Лувар, выступившей оператором драмы «Disco Boy» про мытарства в Африке простого белорусского мужчины Алекса, угодившего на службу в Иностранный легион.
Награда за лучший документальный фильм все-таки досталась представительнице Нового света — мексиканке Татьяне Уэсо. Ее лента «Эхо» повествует о девочках из бедной деревни, трепетно заботящихся о своих бабушках. А «Золотого медведя» за лучшую короткометражку удостоились ливанские «Гусеницы» Мишель и Ноэль Кесервани — новелла про двух женщин с Ближнего Востока, переехавших во Францию.
Наконец, за лучший полнометражный дебют был отмечен аргентино-немецкий «Проект «Клезмер» Леандро Коха и Паломы Шахманя, квазидокументальное роуд-муви о поисках в Восточной Европе утерянных еврейских мелодий. Осталось добавить, что почетный приз за вклад в кинематограф получил мэтр кассового кино Стивен Спилберг.
Своя атмосфера
Жюри, в котором в этом году было пять женщин и только двое мужчин, предсказуемо сфокусировалось на проектах с феминным уклоном. Что оказалось менее предсказуемым, так это полное равнодушие облеченной властью семерки к фаворитам внимания широкой публики.
Так, осталось без наград очаровательное аниме Макото Синкая «Судзумэ закрывает двери» — потрясающе красивая фантазия на тему легенды о шкатулке Пандоры. Пролетел мимо статуэток триллер о токсичной маскулинности «Манодром» с Джесси Айзенбергом и Эдрианом Броуди. То же случилось с тонкой семейной драмой «Тотем» мексиканки Лилы Авилес и биографической драмой об известной австрийской писательнице «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» с Вики Крипс в главной роли. Также прошел незамеченным показ в рамках программы «Направления» картины россиянки Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу» на тему женской доли в нынешней Чечне.
26.02.23
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|