Прощание с землей:
итоги Берлинского кинофестиваля

В отличие от прошлого сезона, в этом Берлинский кинофестиваль вернулся к очному формату, хотя и с существенными ограничениями. По общему мнению, программа 72-го смотра не явила шедевров, но все же представила вниманию публики несколько сильных работ. И главный приз укатил в испанскую Каталонию...
Персиковый сад
Жюри под предводительством американского режиссера М.Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Сплит» и «Время») вручило «Золотого медведя» за лучший фильм драме Карлы Симон Пило «Алькаррас». Речь в ней идет о семье фермеров, вынужденных уйти с земли, где несколько поколений выращивали персики. Сюжет картины явно отсылает к «Вишневому саду», но, в отличие от чеховской пьесы, акцентируется не на распаде старого уклада, а на ненужности людей для современной капиталистической машины.
Любимец форума, южнокорейский постановщик Хой Сан-су, не уезжающий из Берлина без трофеев третий год подряд, на сей раз завоевал Гран-при жюри. Он выступил с драмой «Фильм писательницы» про литераторшу в творческом кризисе, решающую после встречи с неудачливыми актрисой и режиссером снять кино.
Ну а ветеран французского кинематографа Клер Дени взяла приз за лучшую режиссуру за весьма тяжелую историю о возрастном любовном треугольнике «С любовью и яростью», талантливо разыгранном на экране Жюльетт Бинош, Венсаном Линдоном и Грегуаром Коленом.
Наконец, специальным «Серебряным медведем» (фактически особым призом жюри) было решено поощрить мексиканку Наталию Лопес за дебютный режиссерский проект «Одеяние из драгоценных камней». Его сюжет вращается вокруг перипетий в жизни женщины по имени Изабель, отправившейся искать пропавшую сестру знакомой и на этом пути попавшей в криминальные разборки.
Фальшивый нейтралитет
В 2021 году устроители кинофестиваля ввели гендерное равенство, упразднив деление актерских призов по половому признаку. Мол, совершенно неважно, будут ли исполнители главной роли и роли второго плана мужчинами или женщинами. А по факту это привело к старой доброй дискриминации. Как и год назад, оба трофея унесли дамы, а парни вновь остались не у дел.
«Серебряного медведя» за лучшую роль забрала немецкая турчанка Мельтем Каптан, сыгравшая в германо-французской драме «Рабийе Курназ против Джорджа Буши» о простой тетке, добившейся освобождения своего сына, безвинно брошенного американцами в тюрьму Гуантанамо. Этот же фильм, кстати, получил и премию за лучший сценарий (Лайла Стилер). Награда же за лучшую роль второго плана досталась Лауре Басуки, снявшейся в индонезийской картине Камилы Андини «Раньше, сейчас и потом», которая рассказывает о молодой селянке, пускающейся в бега, так как ее насильно хотят выдать замуж.
Наконец, премию за выдающиеся художественные достижения заслужила оформленная под документальную ленту притчевая антиутопия камбоджийца Риги Панха «Все будет хорошо» — про то, как выглядел бы наш мир, если бы людей в недалеком будущем поработили животные.
Драма в стиле трэп
Россияне в основной конкурс Берлинале на этот раз не попали. В программе «Столкновения», правда, состоялась премьера драмы Александра Золотухина «Брат во всем» о близнецах — курсантах летного училища. Еще в «Панораме» показали криминальную драму Михаила Бородина «Продукты 24» про бесправных мигрантов, ставших фактически рабами своих работодателей. Никаких призов им не обломилось.
Единственный трофей, который попал в копилку нашего кинематографа (напополам с Литвой, вообще-то) — «Золотой медведь» за лучшую короткометражку. Его вручили Анастасии Вебер из Санкт-Петербургской школы нового кино за ее дипломную работу «Трэп» — 20-минутную зарисовку из жизни молодых людей, учащихся в школе олимпийского резерва.
Осталось упомянуть, что почетным «Золотым медведем» за вклад в киноискусство в этом году решили наградить великую французскую актрису Изабель Юппер. Она должна была явиться за ним лично, но вот незадача — незадолго до мероприятия заразилась коронавирусом. Так что чествовать диву пришлось по видеосвязи. По крайней мере, 68-летняя звезда переносит болезнь легко. Она неплохо выглядела на экране и пошутила в ответ на вопрос ведущих церемонии о здоровье: «Чувствую себя как медведь в клетке. Но чувствую себя хорошо». Вот и ладушки.
05.03.22
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|