Кинопремия BAFTA-2015:
выбор английских джентльменов»
В минувший уик-энд экспресс «Гонка за «Оскаром» сделал последнюю промежуточную остановку перед конечной. Другими словами, в Великобритании прошло награждение высшей кинопремией страны — BAFTA. Ведущим 68-й церемонии вручения престижных трофеев стал всемирно известный комик Стивен Фрай...
Три из пяти
Не сказать, чтобы очередной этап увлекательной ярмарки тщеславия изобиловал сюрпризами. Так что на BAFTA-шоу было, право, скучновато. С другой стороны, очевидное следование английских киноакадемиков в кильватере «Золотого глобуса» говорит о консенсусе в области вкуса, что не может не радовать тех, кто привык ориентироваться на вердикты экспертов.
Главным бенефициаром вечера оказалось «Отрочество» — снимавшаяся 12 лет (с перерывами) драма взросления ребенка реализовала три номинации из пяти. Ей достались статуэтки за лучший фильм, режиссуру (Ричард Линклейтер) и женскую роль второго плана (Патриция Аркетт).
Также в трех категориях из пяти победил фильм «Вселенная Стивена Хокинга» — байопик о молодости великого физика, прикованного к инвалидному креслу. Лента удостоена призов за лучший британский проект, лучшего актера (Эдди Редмэйн) и лучший адаптированный сценарий (Энтони Маккартен, Джейн Хокинг).
Опять-таки три из пяти возможных премий ВAFTА получила драма «Одержимость» про отношения честолюбивого музыканта и его фанатично-жестокого учителя. Картина взяла трофеи в номинациях «Лучший актер второго плана» (Дж. К. Симмонс), «Лучший звук» и «Лучший монтаж».
Утонувший «Левиафан»
Если же считать достижения лауреатов в общем зачете, то больше всего статуэток (хотя и во второстепенных категориях) выпало на долю ретро-трагикомедии «Отель «Гранд Будапешт». Она выбила пять очков из одиннадцати, завоевав премии за лучшие оригинальный сценарий (Уэс Андерсон, Хьюго Гиннесс), музыку (Александр Депла), костюмы, декорации и грим/прически.
Кому серьезно не повезло при раздаче золоченых масок, так это драме «Бёрдмэн» с Майклом Китоном в роли перегоревшего актера, пытающегося возродить свою карьеру. На ее счету — лишь одна победа в десяти номинациях. Приз абсолютно заслуженно получил Эммануэль Любецки за лучшую операторскую работу.
Впрочем, могло быть и хуже. Так, вполне обласканная критикой драма «Игра в имитацию» об английском математике и логике Алане Тьюринге (его сыграл Бенедикт Камбербэтч), расколовшем код нацистской шифровальной машины «Энигма» в годы Второй мировой войны, выдвигалась на девять премий BAFTA, но не стяжала в итоге ни одной! Не менее разочаровывающе выступил байопик «Уильям Тернер» о жизни известного английского живописца XIX века, внезапно пролетевший во всех своих четырех номинациях.
Кроме того, не преуспел на вручении и наш «Левиафан», считавшийся одним из фаворитов. Британские киноакадемики, решая, кому достанется награда за лучший фильм на иностранном языке, предпочли драме Андрея Звягинцева польское черно-белое ретро «Ида» на тему последствий Холокоста.
Время разоблачений
Как и на «Золотом глобусе», не обошлось без статуэтки для блистательной Джулианны Мур. Ей достался трофей как лучшей актрисе за роль в трогательной мелодраме «Все еще Эми» о стареющей женщине, чей рассудок постепенно сдает под натиском болезни Альцгеймера.
Что же касается лучшего анимационного проекта, то тут случилась, видимо, самая большая неожиданность церемонии: им был признан «Лего. Фильм», до того уступавший в рейтингах критиков другим мультипликационным лентам вроде «Города героев», «Как приручить дракона 2» и «Семейки монстров».
Скромно отметился в списке лауреатов монументальный «Интерстеллар» Кристофера Нолана, реализовавший одну номинацию из четырех. Галактический эпик получил лишь приз за спецэффекты. В епархии же документальных картин викторию одержал «Гражданин Четыре» Лоры Пойтрас, посвященный истории разоблачителя грязных секретов американских спецслужб Эдварда Сноудена.
И, наконец, в самой демократичной категории «Восходящая звезда», в которой победителя выбирают по итогам зрительского голосования, премия BAFTA досталась 24-летнему Джеку О'Коннеллу, запомнившемуся всем по ролям в блокбастере «300 спартанцев: Расцвет империи» и драме Анджелины Джоли «Несломленный» о судьбе американского легкоатлета Луи Замперини.
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель" 12.02.15
|