Триумфатор «Амадей»:
40 лет со дня премьеры
Из всех биографических фильмов о Моцарте эта драма Милоша Формана наименее соответствовала фактам из жизни композитора. Но как художественное произведение вышедший на экраны 40 лет тому назад «Амадей» остается непревзойденным шедевром кинематографического искусства...
Со сцены — на экран

В основу картины легла одноименная пьеса Питера Шеффера (1979), которая стала театральным хитом. Посмотрев ее постановку на Бродвее, Форман сразу решил ее экранизировать. После фильмов «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Регтайм» (1981) его авторитет был велик, но режиссер обнаружил, что студии не готовы вкладываться в дорогой трехчасовой исторический проект. К счастью, на помощь постановщику пришел его старый друг, продюсер Сол Заенц, выложивший из собственного кармана большую часть бюджета в $18 млн.
На роль Моцарта пробовалась куча народа: Кеннет Брана, Тим Карри, Марк Хэмилл, Мел Гибсон, Мик Джаггер, Дэвид Боуи, Михаил Барышников, Эндрю Ллойд Уэббер. Однако выбор Формана пал на малоизвестного, зато выдавшего лучшие пробы Тома Халса.
Список кандидатов на партию Сальери был короче: Берт Рейнольдс, Дональд Сазерленд, Сэм Уотерстон. Но почти с самого начала режиссер выбрал Ф.Мюррея Абрахама, хотя до последнего скрывал это от всех, даже от самого актера, чтобы тот спокойно доснялся в «Лице со шрамом» (1983).
Констанцию, жену Моцарта, могли сыграть Эми Ирвинг, Элизабет Макговерн или Ребекка Де Морнэй. В итоге роль получила Мег Тилли, да только она умудрилась повредить ногу за день до съемок, и ее заменила срочно найденная старлетка Элизабет Берридж.
Иосифа II должен был изобразить Иэн Ричардсон. Увы, он оказался занят, и императором в фильме стал Джеффри Джонс.
Съемки в соцлагере

Изначально постановщик хотел снимать кино на месте событий — в Вене, но это оказалось невозможным по финансовым и логистическим причинам. Поэтому Форман договорился с властями родной Праги. Несмотря на эмиграцию из ЧССР на Запад, ему разрешили вернуться для работы, власти сочли историю с «Амадеем» полезной для имиджа страны на международной арене. Правда, поставили Милошу ряд весьма жестких условий, ограничивавших его передвижения, и внедрили в съемочную группу своих людей — присматривать за гостями из Голливуда.
Ради роли великого композитора Халс, до того умевший лишь лабать на гитаре, за полгода освоил игру на клавишных, для чего занимался с преподавателем по 6 часов в день. Абрахам же для создания образа Сальери научился читать ноты и дирижировать. Оба избегали общаться за пределами площадки, чтобы подчеркнуть соперничество своих героев.
По легенде, у Моцарта был неприятный смех, раздражавший окружающих. Халсу стоило изрядных трудов найти подходящий гиеноподобный хохот, который он «снял» с одного знакомого режиссера (не Формана). Причем воспроизвести сии неблагозвучные рулады он в первый раз смог, только осушив бутылку виски.
Для ленты построили всего четыре декорации: больничную палату Сальери, квартиру Моцарта, лестничный марш и водевильный театр. Все остальные локации были найдены на месте. Съемки стартовали 31 января 1983-го и завершились 20 июля 1984 года. В их процессе не использовались софиты: по задумке постановщика оператор Мирослав Ондржичек работал исключительно при естественном освещении.
Кумулятивный эффект

Первоначальная версия «Амадея» шла почти 3 часа, но Форман понимал, что такая длина плохо скажется на количестве сеансов и кассе, поэтому вырезал 20 минут материала (он вернет их в 2002 году для выпуска на DVD). Премьера сокращенного варианта состоялась 6 сентября 1984 года, и даже после посыпавшихся хвалебных рецензий драма на два месяца застряла в ограниченном прокате. Студия Orion, взявшаяся показывать кино, боялась рисковать и расширила число залов лишь после того, как картина показала фантастическую выносливость и отменные удельные сборы на каждую копию.
В итоге «Амадей» пусть и не стал блокбастером, но окупился с существенной прибылью. Он стяжал в США и Канаде $51 млн, во всем мире — $90 млн. А когда настал черед раздавать «Оскары», случился триумф. Лента получила 11 номинаций и выиграла в восьми из них, взяв статуэтки за лучшие фильм, режиссуру, главную мужскую роль (Абрахам), адаптированный сценарий, декорации, костюмы, звук и грим.
06.09.24
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|