Она написала убийство:
10 экранизаций Агаты Кристи
В этом ноябре на экраны выходят сразу два фильма по романам Агаты Кристи — «Скрюченный домишко» и «Убийство в «Восточном экспрессе». Похоже, творческое наследие королевы детектива снова вошло у киношников в моду. И это хороший повод вспомнить самые, на наш взгляд, удачные киноадаптации ее книг...
«Свидетель обвинения» (1957)
Первый великий фильм «кристинианы» был снят не по роману, а по пьесе, которая является не столько детективом, сколько судебной драмой с неожиданной концовкой. Благодаря отменной режиссуре Билли Уайлдера и звездам первой величины (Mapлен Дитрих, Тайрон Пауэр, Чарльз Лоутон) лента была номинирована на 6 премий «Оскар».
«В 16:50 из Паддингтона» (1961)
Первый в истории кинодетектив о мисс Марпл и первый из четырех, где эту героиню сыграла Маргарет Разерфорд. Кстати, актриса была подругой Кристи, и та позволила ей сильно изменить канонический образ. Вместо тихой и чопорной старушки в картине Джорджа Поллока мы видим энергичную пожилую леди, так и рвущуюся в бой с криминалом.
«Убийство в «Восточном экспрессе» (1974)
Это последняя экранизация прозы писательницы, которую она видела лично, — и кино Сидни Люмета ей понравилось (кроме усов Альберта Финни, сыгравшего Эркюля Пуаро; усы Шона Коннери в облике полковника Арбетнота ей глянулись больше). Кристи также успела порадоваться за Ингрид Бергман, взявшую «Оскар» за роль второго плана в фильме.
«Смерть на Ниле» (1978)
Джон Гиллермин в самом деле решил снимать кино на Ниле, поэтому Финни, ненавидевший жару, отказался снова стать Пуаро. Великого сыщика сыграл Питер Устинов, что стало отклонением от канона, ведь он был блондином, а герой — жгучий брюнет. Зато из него получился очень яркий, ироничный Эркюль с явным комедийным акцентом.
«Зеркало треснуло» (1980)
Анджела Лэнсбери исполнила одну из ролей в предыдущем фильме, но на сей раз ей достался центральный образ — мисс Марпл, и она с блеском оправдала все авансы. И легко затмила в постановке Гая Хэмилтона даже царственную Элизабет Тэйлор, которая в роли стервозной кинозвезды Марины Радд была, что называется, на своем месте.
«Зло под солнцем» (1981)
Воодушевленный успехом «Зеркало треснуло», Хэмилтон уже через год снова выкатил кино по Агате Кристи, предложив партию Пуаро все тому же Питеру Устинову. И снял образцовое расследование убийства на уединенном острове с подменой ценного бриллианта — несмотря на то, что в оригинальной книге сюжетной линии с бриллиантом нет!
«Тайна «Черных дроздов» (1983)
Первая попытка советских кинематографистов снять кино по роману Агаты Кристи — и сразу удачная. Несмотря на антикапиталистические нотки в сюжете (у нас как раз испортились отношения с Западом), режиссер Вадим Дербенев убедительно поиграл в чопорный английский детектив, найдя изумительную мисс Марпл — эстонскую актрису Иту Эвер.
«Десять негритят» (1987)
Если первый советский фильм по Кристи был просто хорош, Второй вышел шедевром. Лучшая работа Станислава Говорухина в полном метре и лучшая киноверсия «Десяти негритят» в истории, снятая как готический хоррор. Бесподобен актерский ансамбль ленты: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Кайдановский.
«Загадка Эндхауза» (1989)
Третья Кристи-экранизация, предпринятая на излете существования СССР, была подпорчена дешевизной и переносом времени действия в 80-е годы. Зато в ней есть чудесный Пуаро Анатолия Равиковича, редко получавшего главные роли. Основные же лавры этой картины Вадима Дербенева достались Микаэлу Таривердиеву — премия «Ника» за лучшую музыку.
«Гроссмейстер» (2012)
Индийский фильм по роману королевы детектива? А почему бы нет! И даже без традиционных песен-плясок! Режиссер Б. Унникришнан взял за основу своего детища книгу «Убийства по алфавиту», но избавился от ее героя — Пуаро. У него охоту за киллером ведет коп-ветеран Чандрасекар в магнетическом исполнении Моханлала Вишванатана Наира.
02.11.17
© Елена Чекулаева
"Петербургский телезритель"
|