А знаете ли вы, что... в совесткое время на майские почти никто не жарил шашлыков?
На пикники выползали, а вот шашлыки жарили редко. Не говоря уж о том, что никакой индустрии одноразовых мангалов с фасованными углями не существовало как класса.
Только хардкор: сухостоя нарубил, соорудил из камней и кирпичей что-то типа загородки, достал шампуры, купленные еще бабушкой в магазине "Охота и рыболовство" — и вперёд и с песнями!
А если шампуров нет, тогда строгай палочки — вербы по весне завались!
Но это лишь в том случае, если мясо попадалось хорошее и было желание приготовить настоящие шашлыки, отличные от той разварной гадости, что продавалась в привокзальных буфетах и кулинарках при столовках.
Ленинградские люди примерно представляли, как выглядит настоящий шашлык, но в киновселенную Гайдая никак не попасть, а ходить в ресторан кавказской кухни было дорого и стрёмно, в них тусили приезжие.
Так что единственным доступным рабоче-крестьянским шашлыком был миниатюрный столовский, с нелепыми варёными луковицами между кусками жирной свинины, нанизанными на деревянную палочку.
Даже сейчас такие можно встретить, с той лишь разницей, что нынешний общепит готовит их на электрогриле, а тогдашняя карательная кулинария использовала духовые шкафы.
И естественно, у тех, кто тогда пытался пожарить шашлыки на палочках, они тоже получались миниатюрными. Ясен конь, даже толстые ветки прогибались, особо не разгуляешься.
Другое дело — сосиски. На палку воткнул, ошпарил на прямом огне, макнул в болгарский кетчуп — вот тебе и шашлык.
Поэтому большинство любителей жечь костры на природе с ТРУ-шашлыками не парилось. Даже с сосисками часто получался облом.
Это в Ленинграде сосисоны продавались везде, а вот на Кубани это была редкость. И всегда пир горой, если удавалось урвать — тесть мой сажал всю семью в свой 408-й "Москвич" и мчал в Новороссийск пожирать добычу на берегу моря. Да, обычные сосиски были праздником, хотя у тестя был даже какой-то рукотворный мангал со сварными швами.
А когда не было сосисок, моя будущая кубанская родня ездила на маёвки просто так. Ну там картоха, огурчики, селедка, сало, зеленый лук, яйца, тушенка... На природе всё это прекрасно сжиралось.
И у нас в Питере усредненный мамайский пикник выглядел примерно так же.
Шашлыкобесие появилось только в конце 90-х, когда стало много свинины. Что важно — качественной свинины. Да, сейчас она распаренная, вскормлена какой-то бурдой, но в целом по клинике она намного круче той, что продавалась в советских магазинах.
А тогда можно было взять нормальную свинину либо на рынке, либо из-под полы у мясника ТЦ. Если нет лишних денег и блата — покупай обычную, со здоровенной прослойкой сала и бонусной костью в довеске. Разумеется, выкручивались. Сало можно было свинтить на фарш, кости — на суп и т.д. Но делать из всего остального шашлык как-то на ум не приходило, даже на майские.
А сейчас свиной шашлык уже можно считать блюдом русской кухни. Отчасти это так и есть, ведь на Кавказе шашлык делается в основном из баранины.
Кстати, в советское время относились посредственно не только к шашлыку, но и к самим майским тоже. Выражение "майские праздники" было, а вот нынешних недельных загулов по этому поводу не было.
И кульминацией майских было не 9 мая, а 1-е. День Победы был грустным праздником, а для нас, тогдашних пионэров и комсомольцев так и вовсе скучным.
Единственным весенним оттягом было 1 мая. Протопали обязаловку с плакатами и шариками — и айда на природу!
Хотя на природу мотались не все. Мне просто повезло, что у меня рядом с домом Финский залив и относительно дикие окрестности Полежаевского парка, который в то время никак не назывался.
Реально на месте нынешних новостроек были пруды с утками. Я никуда не ездил, просто выползал с соседями как бы во двор. Славные были времена.
Минутка старческой графомании окончена. Все свободны)).