Нашёл в своём архиве вырезку из старого журнала "Советский экран" (где-то 1970-х или 1980-х гг.). Письмо читателя в редакцию:
Татьяна Николаева (Ленинград)
Уважаемая редакция!
Хочу поделиться своими наблюдениями о штампах, замеченных мною в некоторых наших фильмах.
* Например, ни один детектив не обходится без жесточайшей драки между преступником и сыщиком, его преследующим. Причём оба проявляют мастерское владение приёмами каратэ, самбо... И, конечно, в конце фильма - эффектная гонка на автомобилях.
* Если современный интеллектуал приходит в гости, то хозяин (хозяйка) обязательно заявит, что умеет варить какой-то необыкновенный кофе. Причём кофе, пока они беседуют, обязательно "сбегает". Затем хозяин (хозяйка) обязательно спросит: "Вам чёрный или со сливками?" На что интеллектуальный гость обязательно попросит чёрный.
* В семейных драмах и производственных фильмах конфликты достигают кульминации почему-то за накрытым столом, когда голодные и уставшие герои собираются поесть. И тут-то блюда остаются нетронутыми...
* А деловой герой ужинает всегда кефиром.
* Влюблённые бегают друг за другом по поляне или по берегу моря. Как правило, эти кадры назойливо повторяются замедленной съёмкой. (Примечание Дурца: Это было слизано из западного кино, а в нём ещё долго мусолилось. Братья Цукеры и Джим Абрамс весело потоптались на этом заезженном штампе в "Голом пистолете"-не-то-1-не-то-2, не помню, - там, где рисовались картинки афигительного семейного счастья инспектора Фрэнка Дребина.)
* Если в картине участвует милый ребёнок, он чаще всего рыжий и веснушчатый. Веснушки призваны умилять нас. (Примечание Дурца: на таких ролях в пору своего золотого детства специализировались очень почитаемые мною "ералашевцы" Фёдор Стуков и Александр Лойе. Последний - тот самый Сидоров из рекламы, а также звезда фильма "На Дерибасовской..." и недавних фоминских сериалов "Next-1-2-3" и "Молодой Волкодав".)
* В последнее время (т.е. перед выходом журнала - Д.) установилось негласное правило: положительный герой НЕ должен быть красив! Зрителя словно стараются убедить, что совремемнный герой не должен обладать внешней привлекательностью. Может быть, все усилия направлены к тому, чтобы мы, зрители, за заурядной внешностью сумели "угадать" прекрасные душевные качества?.. А может быть, в герое, в человеке "должно быть всё прекрасно", как считал А.Чехов?