В свое время Питер был «трамвайной столицей» СССР. К концу 1980-х трамвайная сеть Ленинграда достигла невероятных размеров и стала самой большой в мире (сейчас этот рекорд принадлежит Мельбурну).
О вредности или полезности этого вида транспорта можно спорить до посинения, но, как бы там ни было, трамвай был и остается символом нашего города, частичкой его истории, которую стыдно не знать.
Вашему вниманию предлагается небольшой, но полезный экскурс в эту историю.
Не забывайте имена питерских трамваев!*
Трамвайный вагон Бреш (Brush)В первые годы становления электротранспорта законодателями мод были англичане. Неудивительно, что первыми трамваями Питера оказались английские. 16 (29) сентября 1907 года трамвайное движение в Петербурге открывал именно английский трамвай компании Brush Electrical Engineering.
В народе такие трамваи назывались почему-то не «Браш», а «Бреш» (пути транслита неисповедимы), а на бумагах числились как МБ (Моторный Бреш).
Увы, ни один из настоящих «Брешей» на данный момент не сохранился, в музеях существуют лишь реплики, созданные на базе трамваев следующих поколений. Вообще, форма «Брешей» долгие годы считалась де-факто в трамваестроении, равно как и красная расцветка, ныне ставшая классической.
*
Трамвайные вагоны серии МС - «Эмэска»При Советах было решено сделать что-то подобное, и Путиловский завод после долгих проб и ошибок наладил производство «эмэсок» — трамваев серии МС (Моторный Стальной). Модификаций выпускалось много, но не все они дожили до наших дней из-за войны.
Когда в блокадном Ленинграде отключили электричество, все работавшие трамваи так и остались стоять на улицах города, пережидая страшную зиму 1941-го. В 1942 подача электроэнергии возобновилась, и большая часть трамваев продолжила работу. Несмотря на обстрелы и бомбежки, в блокадном Ленинграде работало пять трамвайных маршрутов. К 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами. Идущие бок о бок трамвай и танк — нередкое зрелище на улицах блокадного Ленинграда.
Чем еще отличились питерские трамваи тех лет, можно узнать, взглянув на мемориальную плиту памятника блокадному трамваю (вагон МС-29), что находится на проспекте Стачек.
*
ЛМ-33, ЛП-33 - «Американка»В начале 30-х годов прошлого века открылся Ленинградский вагоноремонтный завод (ВАРЗ, ныне ПТМЗ), где был налажен выпуск «Американок», которые прослужили ленинградцам 45 лет и стали символом целой эпохи. Они тоже разделили с городом тяготы войны и даже вошли в народный фольклор: «Эх, шарабан мой, американка, куда везешь меня ты, иностранка...»
За основу ЛМ-33 был взят трамвай конструкции Питера Витта из Кливленда. «Вагоны Витта» были в то время популярны во многих североамериканских городах. Революционным новшеством Витта стало использование средней двери, работающей только на выход (там посадили кондуктора), что позволяло уменьшить время остановки.
Отечественные «Американки» не были копией «вагонов Витта», но в документации их «родство» с трамваями из Кливленда указывалось — наши трамваи изначально назывались МА (Моторный Американского типа). После войны, когда отношения с Америкой ухудшились, их переименовали в ЛМ-33 и ЛП-33 (Ленинградский Моторный и Прицепной соответственно).
*
ЛМ-47, ЛП-47 - «Слон»«Слонов» стали выпускать в 1947 году, в качестве замены «Американкам», сильно пострадавшим в годы войны.
Прозвище «Слон» трамвай получил за свою неуклюжесть и громоздкость конструкции.
Несмотря на габариты, «Слоны» были быстроходнее и комфортнее «Американок». В таких трамваях впервые появились мягкие кресла, а точнее «диваны».
*
ЛМ-49, ЛП-49 - «Слон»Следующая модель ЛМ/ЛП-49 мало чем отличалась от ЛМ/ЛП-47, и прозвище «Слон» досталось ей по наследству (многие говорят, что из-за сохранившегося цвета «слоновой кости», но это не так).
Характерной особенностью новых «Слонов» было то, что двери у них открывались как в метро.
Позже прицепы не совсем удачных «Слонов» стали использовать в сцепках с более современными «Машками». В народе такие сцепки прозвали «Динозаврами».
*
ЛМ-57 - «Стиляга»Вагон был разработан известным ленинградским архитектором И.А.Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна.
Трамвай нетипичной канареечной расцветки по тем временам выглядел по-пижонски, за что и получил прозвище «Стиляга».
Такие трамваи всегда ходили одиночками, то есть без прицепных вагонов. Они были комфортабельнее, бесшумнее и быстрее всех своих предшественников.
*
ЛМ-68 - «Аквариум»Трамвай с феерическим дизайном появился в 1968 году и в том же году получил прозвище «Аквариум» за характерное остекление.
Верхняя застекленная коробка, в которой размещался номер маршрута, называлась в народе «скворечником».
Раритетный ЛМ-68 появляется в недавнем фильме Балабанова «Кочегар».
*
ЛМ-68М - «Машка»Несмотря на запоминающуюся внешность, «чистых» трамваев ЛМ-68 было выпущено не так уж много. Оказалось, что у модели слабый каркас и недостаточно прочный кузов, отчего ЛМ-68 пришлось «модернизировать», удалив все дизайнерские излишества.
Так появилась на свет самая массовая модель питерских трамваев — ЛМ-68М. Из-за литеры «М» такие трамваи получили прозвище «Машка». Всего «Машек» было выпущено свыше 2000 штук.
На данный момент в Петербурге еще работают несколько трамваев ЛМ-68М, но совсем скоро «Машки» войдут в историю.
Эти и другие модели трамваев можно увидеть в Музее городского электротранспорта Петербурга, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, Средний пр., 77-79
Ах да, талон на прощание
Постоянный адрес статьи:
http://www.tramvision.ru/common/index.shtml?00035