Недавно Хаули-Долан и Виннер сообщили об эксперименте где они показали 32-м студентам-художникам 30 пар картин. В каждой паре одна из картин принадлежала знаменитому абстрактному экспрессионисту, а другая ребёнку, обезьяне или слону. Исследователи спросили студентов, какая из картин лучше. В случае, когда авторство картин было скрыто, в 67% случаев студенты предпочли картины знаменитых художников. Хаули-Долан и Виннер заключили, что их исследование "бросает вызов распространенному мнению, что картины абстрактных экспрессионистов неотличимы (и не лучше) картин, нарисованных детьми". Так ли это?
Четыре года назад я опубликовал [2] результаты моего теста "Шедевр или пародия?" [3]. В нём дюжина картин. Одни из них - шедевры абстрактного искусства, созданные бессмертными художниками. Другие - смехотворные пародии, которые нарисовал я сам. Участники эксперимента должны сказать, что есть что. Средний результат пятидесяти шести тысяч участников - 66% правильных ответов. Хотя в командном зачёте шедевры и победили пародии, одну из пародий считали шедевром чаще, чем один из шедевров. Хаули-Долан и Виннер не сообщают статистику по отдельным парам картин, лишь общий результат. Поскольку этот средний результат близок к моему, я подозреваю, что и у них некоторые обезьяны победили некоторых художников. В таком случае, их аргумент очень хлипок. Ведь если есть промежуток между художниками и обезьянами, то есть и численное различие. Если есть численное различие, то можно попытаться доказать, что оно достаточно велико, чтобы перейти в качественное. Но, когда художники и обезьяны пересекаются, качественного различия, очевидно, нет.
Теперь давайте обратимся к величине количественного различия. Что оно говорит о разнице в качестве? В предыдущей статье [2] я ответил на этот вопрос путём сравнения с одним классическим экспериментом [4]. Сто лет назад психолог Урбан исследовал едва заметные различия. Он попросил участников эксперимента сравнить стограммовый груз с набором разных грузов. Когда веса были близки, участники судили не точно. Однако, статистически, лёгкий вес казался тяжелее менее чем в половине случаев. Например, стограммовый груз казался тяжелее 96-ти и 108-ми граммовых в 72% и 9% случаев соответственно.
Абстракционист представляется лучше ребёнка или животного в 67% случаев. А 100-граммовый груз представляется тяжелее 96-ти граммового в 72% случаев. Это значит, что разницы между абстракционистом и ребёнком меньше чем между 100-а и 96-ю граммами. Если мы припишем художникам-тяжеловесам, чьи картины участвовали в эксперименте, вес в 100 художественных грамм то художественный вес детей и обезьян - более 96 грамм. Разница в их весе меньше 4%.
Боксёры по весу делятся на семнадцать категорий [5]. В тяжеловесы попадают спортсмены весящие более 90,9 кг (200 фунтов). Категорией ниже находится первый тяжёлый вес. В неё входят люди, весящие более 79,4 кг (175 фунтов). Разница между верхней и нижней границей первого тяжёлого веса - 12%. Поскольку разница между абстракционистами-тяжеловесами и обезьянами только 4%, то обезьяны попадают либо в одну и ту же категорию с абстракционистами-тяжеловесами, либо, на худой конец, в соседнюю.
Более прямое сравнение возможно с шахматами. В середине прошлого века Арпад Эло разработал систему ранжирования шахматистов, которая с тех пор широко используется [6]. Рейтинг Эло вычисляют по истории игры шахматистов и с его помощью можно сравнить их силы. Шахматист, превосходящий соперника на 200 пунктов Эло, в среднем, наберёт 0,77 очков за одну игру. Когда разница в рейтинге 400 или 600 пунктов, то средний результат соответственно 0,93 или 0,98 очков. Эло разделил шахматистов на девять категорий (смотрите Таблицу 1), от претендентов на звание чемпиона мира до новичков, с разницей между соседними категориями в 200 пунктов.
Поскольку гроссмейстеры абстракционизма побеждают обезьяну лишь в 67% игр, то разница в их художественных рейтингах Эло менее 200. Это значит, что обезьяны либо гроссмейстеры, либо, по крайней мере, мастера абстрактного искусства. Однако, нельзя же всерьёз квалифицировать гориллу выше "новичка". Получается, что гроссмейстеры абстракционизма выступают на уровне любителей четвёртой категории.
Михаил Симкин
26 июня 2011 г.
По ссылке таблица и литература:
http://ecclesiastes911.net/ru/grossmeisteri_abstraktsionizma/Критика:
http://www.popmech.ru/article/9194-ves-iskusstva/Пройти тест «Шедевр или пародия»: http://reverent.org/ru/true_art_or_fake_art.htmlПройти тест «Кто накапал? - Поллок или птица?»: http://reverent.org/ru/pollock_or_birds.htmlПройти тест «Художник или обезьяна?»: http://reverent.org/ru/an_artist_or_an_ape.htmlПройти тест «Знаменитый или неизвестный художник?»: http://reverent.org/ru/great_art_or_not.htmlПройти тест «Бременские художники» (с картинами, нарисованными слоном, свиньёй, собакой, кошкой и обезьяной): http://reverent.org/ru/bremenskie_hudozhniki.htmlПолная страница тестов:
http://reverent.org/ru/quizzes.html