Tramvision

Приколы-маразмы => Мои восьмидесятые => Тема начата: Почта сайта от 31 Май 2013, 18:13:24

Название: Велосипеды
Отправлено: Почта сайта от 31 Май 2013, 18:13:24
Часть 10. Велосипеды

СССР никогда не был мощной велосипедной державой, но ездить на великах умели практически все — потому что в детстве считалось позором, если ты не принадлежишь к касте велосипедистов, даже если у тебя этого велосипеда не было. Городским пацанятам в этом плане приходилось туго, так как мало кто из родителей мог себе позволить держать велосипед в квартире или, что еще хуже, в коммуналке. А иногда и нужных моделей в продаже не было.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-1.jpg)

До сих пор помню магазины «Спорттовары», заставленные по самое не балуйся здоровенными и тяжелыми велосипедами а-ля «Украина», именуемыми в народе «ХУИ-ВОЗИТЬ-ЗАПРЕЩЕНО» — по аббревиатуре ХВЗ, то бишь Харьковского велосипедного завода. Ну вот куда такой ребенку? И ведь кто-то их покупал. А дети ездили на таких, просовывая ногу под раму. Цирк да и только!

Такие велосипеды считались колхозными или дедовскими. На них удобно было возить удочки. Бывало, привяжешь к раме какой-нибудь «Риги» или «Украины» удочку — и вперед, к озеру, как звездолет из космопорта! А потом замешкаешься где-нибудь на развороте в кустах — и хана твоей удочке :-).

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-2.jpg)

Знаменитый «Орленок», позже воспетый Юрием Хоем, был едва ли не единственным велосипедом несборного типа, подходящим по размеру для учеников младших и средних классов. Для многих пионеров он становился путевкой во взрослую велосипедную жизнь. Ага, после вот этого «товарища»:

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-0.jpg)

Я не помню, назывались ли как-нибудь совсем уж детские велосипеды. Их обычно брали в пунктах проката — так было менее накладно по финансам, поскольку дети во все времена быстро вырастали.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-3.jpg)

Похожей на «Орленок» была «Ласточка», но она выпускалась «без рамы», то есть бабской. Отсутствие горизонтальной перекладины на раме «прощалось» только складным моделям.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-4.jpg)

Аналогичное извращение с рамой делало оксюмороном велосипед «Школьник» Горьковского автозавода. Ну какой идиот мог назвать бабский велик словом мужского рода! К слову, ГАЗ выпускал «Школьники» и для мальчиков, с нормальной рамой, но всё равно ездить на них было западло — школьники ведь не любили, когда их называли школьниками, а тут получался школьник в квадрате. Но ездили, конечно, на безрыбье...

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-5.jpg)

Самыми пижонскими в быту были складные велосипеды «Кама», «Салют», «Аист» и «Десна». По ходовым качествам они, конечно, уступали обычным дорожным великам, но по части полета фантазии им не было равных.
Вас тоже смущает отсутствие катафотов и цветных проводков на спицах, когда видите «голую» складную «Каму»? О-да, «Кама» без тюнинга выглядит убого!

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-6.jpg)

Тюнинговали и дедову классику, и «орлят». Обвешивали велосипеды динамками, фонариками, трещотками — в ход шло всё, что могло скрасить унылый советский дизайн.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics7/more/_000000-7.jpg)

Особым писком считались спортивные велики — редкость была жуткая и безумно дорогая. Около нашего интерната находилась велошкола, поэтому нам иногда перепадало покататься на спортивных великах, а вот другие пионеры часто придумывали мифы об их тормозах и скоростях, типа, на пятой передаче можно проехать 100 метров, крутанув педали один раз, и так далее. Естественно, «бывалые» над такими брехунами посмеивались, но сами тоже любили приврать, как обгоняли стадо «жигулей» по встречке или удирали от ментов.

На картинках всё выглядит круто, но в быту редко встречались велосипеды какой-нибудь единой марки. Техника часто ломалась, и приходилось собирать педального коня из того, что оставалось от более старых велосипедов. Настоящее буйство красок и стилей царило в сельской местности. Да и где еще кататься юным ленинцам, кроме как в деревне на каникулах?!

Помнится, свой первый велосипед я собрал из трех или четырех поломанных. Рама была от ХВЗ, колеса и остальные части были вообще непонятно от чего. Потом пошла какая-то локальная деревенская мода ставить на велосипеды рули от тракторов. Ездить с такими рулями было неудобно, но зато ездоки чувствовали себя настоящими шоферами.

Вообще, с фантазией у нас всё было ОК, не хуже чем у героев «Терабитии». Тем и жили.

Дополните, плиз, если забыл чо :-).


© Генрих Лиговский

PS Респектую http://velomasterclass.ru (http://velomasterclass.ru) за предоставленную возможность стырить картинки.
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: Vovancheg от 31 Май 2013, 19:56:36
У нас велосипеды для малышей с отстегивающимися колесами носили гордое название "дутик". К тюнингу: помню, карту вставляли в спицы для пущего эффекту.
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: Почта сайта от 31 Май 2013, 20:14:19
Спасибо, что напомнили! Как я мог забыть такое волшебное слово из детства :)
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: McCormic от 31 Май 2013, 21:30:29
Самый популярный из совсем детских великов,был "Лёвушка"-с одноименным героем мульта на раме  , и возможностью прицепить ,ну или соответственно отцепить два вспомогательных колеса. Ну а из взрослых очень хорошо помню такие марки как "Урал", "Сура-2"; хотя просто "Суру" в глаза не видел.   Как- то так....
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: McCormic от 31 Май 2013, 21:44:44
По поводу тюнинга: делали так называемые "Королевские рули", бахрому на сидения,кисти на ручки руля, ну и прибамбасы о которых уже говорилось.
 
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: Степан от 31 Май 2013, 23:05:13
Самыми пижонскими в быту были складные велосипеды «Кама», «Салют», «Аист» и «Десна». По ходовым качествам они, конечно, уступали обычным дорожным великам, но по части полета фантазии им не было равных.
Вас тоже смущает отсутствие катафотов и цветных проводков на спицах, когда видите «голую» складную «Каму»? О-да, «Кама» без тюнинга выглядит убого!
Не знаю, как насчет "убого", но на "Салюте" гонял до тех пор, пока он меня выдерживал. Было только два катафота: передний белый и задний красный /их в магазине еще прикрутили/. Катафоты на спицы так и валяются где-то /в комплекте шли, даже мысли прикрутить не было/. Проводки на спицы, открытки /как трещотка/, ленточки на руле и прочая требуха - это был признак любителя дворовых поездок. Остальные такой фигней не маялись. А кто пытался, так в первой же поездке на первом же привале обрывали все: в реальной поездке каждый бесполезный грамм отнимает силы...
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: vo1 от 06 Июнь 2013, 21:36:10
А у меня такой-же голубенький "Орленок" какие-то суки укра-а-али-ии!!!  :'(  Прямо от магазина... В мои юные 11 лет.  Менты вернули почему-то зеленый. Оборотни одним словом! ;)
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: Tanich от 12 Июль 2013, 01:15:00
моя велосипедная "история":
"Зайка", привезённый из командировки в Москву;
"Школьник" за червонец у соседа. проданый потом за пятёрку другому соседу и переделанный в "дырчак";
"Украина", куплена в "спорттоварах" за странную цену (почему и помню до сих пор) 64р. 65 коп.

у товарища был "Турист", 4 скорости. стоил ок. ста рублей. считался крутым.

из тюнинга только динамки с фарами.
Название: Re: Велосипеды
Отправлено: ХАН от 13 Июль 2013, 17:33:28
А где "Медвежонок"?? :'(