Tramvision

Приколы-маразмы => Мои восьмидесятые => Тема начата: Почта сайта от 05 Май 2012, 02:48:39

Название: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Почта сайта от 05 Май 2012, 02:48:39
В свое время Питер был «трамвайной столицей» СССР. К концу 1980-х трамвайная сеть Ленинграда достигла невероятных размеров и стала самой большой в мире (сейчас этот рекорд принадлежит Мельбурну).

О вредности или полезности этого вида транспорта можно спорить до посинения, но, как бы там ни было, трамвай был и остается символом нашего города, частичкой его истории, которую стыдно не знать.

Вашему вниманию предлагается небольшой, но полезный экскурс в эту историю.
Не забывайте имена питерских трамваев!


*

Трамвайный вагон Бреш (Brush)

В первые годы становления электротранспорта законодателями мод были англичане. Неудивительно, что первыми трамваями Питера оказались английские. 16 (29) сентября 1907 года трамвайное движение в Петербурге открывал именно английский трамвай компании Brush Electrical Engineering.

В народе такие трамваи назывались почему-то не «Браш», а «Бреш» (пути транслита неисповедимы), а на бумагах числились как МБ (Моторный Бреш).

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t0.jpg)

Увы, ни один из настоящих «Брешей» на данный момент не сохранился, в музеях существуют лишь реплики, созданные на базе трамваев следующих поколений. Вообще, форма «Брешей» долгие годы считалась де-факто в трамваестроении, равно как и красная расцветка, ныне ставшая классической.

*

Трамвайные вагоны серии МС - «Эмэска»

При Советах было решено сделать что-то подобное, и Путиловский завод после долгих проб и ошибок наладил производство «эмэсок» — трамваев серии МС (Моторный Стальной). Модификаций выпускалось много, но не все они дожили до наших дней из-за войны.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t11.jpg)

Когда в блокадном Ленинграде отключили электричество, все работавшие трамваи так и остались стоять на улицах города, пережидая страшную зиму 1941-го. В 1942 подача электроэнергии возобновилась, и большая часть трамваев продолжила работу. Несмотря на обстрелы и бомбежки, в блокадном Ленинграде работало пять трамвайных маршрутов. К 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами. Идущие бок о бок трамвай и танк — нередкое зрелище на улицах блокадного Ленинграда.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t1.jpg)

Чем еще отличились питерские трамваи тех лет, можно узнать, взглянув на мемориальную плиту памятника блокадному трамваю (вагон МС-29), что находится на проспекте Стачек.

*

ЛМ-33, ЛП-33 - «Американка»

В начале 30-х годов прошлого века открылся Ленинградский вагоноремонтный завод (ВАРЗ, ныне ПТМЗ), где был налажен выпуск «Американок», которые прослужили ленинградцам 45 лет и стали символом целой эпохи. Они тоже разделили с городом тяготы войны и даже вошли в народный фольклор: «Эх, шарабан мой, американка, куда везешь меня ты, иностранка...»

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t2.jpg)

За основу ЛМ-33 был взят трамвай конструкции Питера Витта из Кливленда. «Вагоны Витта» были в то время популярны во многих североамериканских городах. Революционным новшеством Витта стало использование средней двери, работающей только на выход (там посадили кондуктора), что позволяло уменьшить время остановки.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t22.jpg)

Отечественные «Американки» не были копией «вагонов Витта», но в документации их «родство» с трамваями из Кливленда указывалось — наши трамваи изначально назывались МА (Моторный Американского типа). После войны, когда отношения с Америкой ухудшились, их переименовали в ЛМ-33 и ЛП-33 (Ленинградский Моторный и Прицепной соответственно).

*

ЛМ-47, ЛП-47 - «Слон»

«Слонов» стали выпускать в 1947 году, в качестве замены «Американкам», сильно пострадавшим в годы войны.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t3.jpg)

Прозвище «Слон» трамвай получил за свою неуклюжесть и громоздкость конструкции.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t33.jpg)

Несмотря на габариты, «Слоны» были быстроходнее и комфортнее «Американок». В таких трамваях впервые появились мягкие кресла, а точнее «диваны».

*

ЛМ-49, ЛП-49 - «Слон»

Следующая модель ЛМ/ЛП-49 мало чем отличалась от ЛМ/ЛП-47, и прозвище «Слон» досталось ей по наследству (многие говорят, что из-за сохранившегося цвета «слоновой кости», но это не так).

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t333.jpg)

Характерной особенностью новых «Слонов» было то, что двери у них открывались как в метро.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t3333.jpg)

Позже прицепы не совсем удачных «Слонов» стали использовать в сцепках с более современными «Машками». В народе такие сцепки прозвали «Динозаврами».

*

ЛМ-57 - «Стиляга»

Вагон был разработан известным ленинградским архитектором И.А.Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t4.jpg)

Трамвай нетипичной канареечной расцветки по тем временам выглядел по-пижонски, за что и получил прозвище «Стиляга».

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t44.jpg)

Такие трамваи всегда ходили одиночками, то есть без прицепных вагонов. Они были комфортабельнее, бесшумнее и быстрее всех своих предшественников.

*

ЛМ-68 - «Аквариум»

Трамвай с феерическим дизайном появился в 1968 году и в том же году получил прозвище «Аквариум» за характерное остекление.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t5.jpg)

Верхняя застекленная коробка, в которой размещался номер маршрута, называлась в народе «скворечником».

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t55.jpg)

Раритетный ЛМ-68 появляется в недавнем фильме Балабанова «Кочегар».

*

ЛМ-68М - «Машка»

Несмотря на запоминающуюся внешность, «чистых» трамваев ЛМ-68 было выпущено не так уж много. Оказалось, что у модели слабый каркас и недостаточно прочный кузов, отчего ЛМ-68 пришлось «модернизировать», удалив все дизайнерские излишества.

Так появилась на свет самая массовая модель питерских трамваев — ЛМ-68М. Из-за литеры «М» такие трамваи получили прозвище «Машка». Всего «Машек» было выпущено свыше 2000 штук.

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t6.jpg)

На данный момент в Петербурге еще работают несколько трамваев ЛМ-68М, но совсем скоро «Машки» войдут в историю.


Эти и другие модели трамваев можно увидеть в Музее городского электротранспорта Петербурга, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, Средний пр., 77-79


Ах да, талон на прощание ;)

(http://www.tramvision.ru/daily/funpics6/less/t7.jpg)


Постоянный адрес статьи: http://www.tramvision.ru/common/index.shtml?00035 (http://www.tramvision.ru/common/index.shtml?00035)
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Lazy Crazy от 05 Май 2012, 06:42:37
Почему-то уверен, что на «Слоне» ездил. Интересно, в каких городах он эксплуатировался и , главное, насколько долго?
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Почта сайта от 05 Май 2012, 06:58:09
"Слоны" ходили не только в Питере до 1987 года, но в других городах их было мало.

Напоминаю, что речь только о питерских трамваях. В Москве в то время были трамваи "Татра"
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: sergei от 05 Май 2012, 08:04:04
  У нас раньше были исключительно чешские, никакого разнообразия.
  Трамваи, кстати, крайне коварные создания, волки, блин в овечьих шкурах. Скока видел с ними аварий! А дело всё в том, что он плохо воспринимается как участник движения. Ну там на пересечении кругов, типа этого. Сам замечал, периферийным зрением плохо цепляется, подлая гадина приближается со стороны тротуаров, как правило, и прикидывается деталью пейзажа. С ними всегда надо быть начеку )))))
 Ну вот у нас на 7-й Черноморке, круг, рядом большие цветастые аттракционы, и с той же стороны трамваи идут ! Условия для мимикрии идеальные, знали бы вы сколько машин эти паразиты на кругу подбили (и это только то что я видел! ) !
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Lazy Crazy от 05 Май 2012, 12:29:51
"Слоны" ходили не только в Питере до 1987 года, но в других городах их было мало.

Напоминаю, что речь только о питерских трамваях.
Я помню, но в детстве я в Питере не бывал, но мог увидеть в Москве или Киеве, не исключены также Николаев, Сухуми или Свердловск…
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: IVM от 21 Май 2012, 03:29:46
Вообще, вы могли перепутать Слона с его ровесниками троллейбусом и автобусом, а так же с ЛП-49, ибо тогда попытались унифицировать корпуса общественного транспорта.
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Lazy Crazy от 21 Май 2012, 11:10:41
Вообще, вы могли перепутать Слона с его ровесниками троллейбусом и автобусом, а так же с ЛП-49, ибо тогда попытались унифицировать корпуса общественного транспорта.
Да, троллейбус возможен.
Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Laser от 10 Март 2020, 18:02:08
Цитировать
вагон МС-29
Не было никаких МС-29
https://clck.ru/MPsNG

В качестве памятника блокадному трамваю установлен бывший парковый тягач МС, отреставрированный в 2003-2007 гг.
https://transphoto.org/vehicle/9513/

Название: Re: Имена питерских трамваев, ставшие историей
Отправлено: Laser от 01 Сентябрь 2020, 17:51:38
Напишу здесь чтобы не плодить темы:

У меня в коллекции есть настоящий билет для проезда в самарском конном трамвае. Этому билету больше ста лет. Кстати, коночных билетов нет даже в Музее самарского ТТУ.

(https://transphoto.org/photo/02/26/53/226533.jpg)