Это были сокровища Флинта. …А скольких человеческих жизней, сколько страданий и крови стоило собрать эти богатства! Сколько было потоплено славных судов, сколько было замучено славных людей…!
1. «Аурум».
Главный предмет, скрываемый во многочисленных «кинокладах» и «кинотайниках» - это, естественно, ЗОЛОТО, чертово ЗОЛОТО. В слитках и монетах, в виде посуды и статуй, блюд и кувшинов, желательно ГРУДАМИ, РОССЫПЬЮ, НАВАЛОМ. Как пел Александр Градский: «Презираем мы злато, его не имея. Но, увидев хоть раз – мы от счастья немеем». Действительно, «золото» в кино выглядит потрясающе красиво и завораживающе, но… уж больно все это фальшиво. И «слитки» подкрашены «блестючей» краской, и вес «слитков» вызывает невольное уважение к тем киногероям, которые тягают это «золото» с потрясающей легкостью.
Вспомните Варю из «Турецкого гамбита»: как ловко она огрела «по кумполу» подлого Анвара-эффенди «тяжеленным слитком золота», от которого в реальности хрупкое девичье плечо должно было с хрустом вывихнуться. А как любят напихивать ГРУДАМИ в легкие сумочки и авоськи «золотые» тарелки и блюда положительные герои, убегающие из обваливающихся пирамид майя… про это вообще помолчим.
Но в действительности все более прозаично. РЕАЛЬНОЕ золото довольно ТУСКЛО, оно ПОЧТИ НЕ ЗВЕНИТ, хотя в фильмах очень любят изображать «золотой звон»; например, при обрушении кучи монет на главного злодея.
2. «Аргентум».
Серебру, как главному природному спутнику золота, в фильмах везет гораздо меньше. Ну вот дешевле оно этого «желтого дьявола», поэтому (по логике Голливуда и не только) не могли его прятать, «нерентабельный» какой-то клад тогда получается. Если что из СЕРЕБРЯНОГО и становится объектом поиска в приключенческом фильме, то только какое-нибудь СОВЕРШЕННО УНИКАЛЬНОЕ произведение искусства: «чудо-ваза», «диво-ларец», «Кубок футбольной Лиги Чемпионов» и т.п.
3. «Платиноиды».
Химическим элементам платиновой группы повезло еще меньше, чем серебру. В «старинные» клады его не засунешь – не знали тогда люди ни про платину, ни про палладий; а в «современные»… их тоже не суют. Уж больно «некиношный» вид у этих металлов: серо, тускло, скучно, даже без металлического блеска. Забавный парадокс – металлы в РАЗЫ дороже золота, но… никому они не нужны.
4. «Камни».
Драгоценные камни, скрываемые в кладах и тайниках Голливуда, ОБЯЗАТЕЛЬНО разноцветные. Как пели по совершенно другому поводу «Отпетые мошенники»: «Девочки бывают разные – черные, белые, красные…» Действительно, цветовая палитра камней (например, в раскрытом пиратском сундуке) почти всегда красива и выразительна: дымчато-зеленые изумруды, черно-синие сапфиры, кроваво-красные рубины и… конечно же ОН, нечеловечески твердый кристаллический углерод, называемый АЛМАЗОМ. Другое дело, что РАЗМЕРЫ «драгоценных камней из Голливуда» не имеют к реальности никакого отношения: настоящие бриллианты «в три карата» до обидного малы. Но это киношников не останавливает, они с легким сердцем плюют на ювелиров, особенно если речь идет об ОДНОМ, УНИКАЛЬНОМ КАМНЕ. Изумруд «Юн-кун-кун», рубин «Сунь-хунь-в-чай», алмаз «Спаситель России» ГРОМАДНЫ настолько, что любой геолог-минеролог-ювелир упадет в обморок.
Кроме того, «драгоценные камни» ОБЯЗАТЕЛЬНО переливаются НЕСТЕРПИМО-ЯРКИМ блеском. И пусть камни освещает лишь парочка коптящих факелов в руках счастливых киногероев – «драгоценности» будут ОСЛЕПИТЕЛЬНЫ. Но в скучной реальности драгоценные камни ТАК, естественно, «не играют»: нужно подобрать и направление и интенсивность освещения, и фон, чтобы бриллиант выглядел действительно БРИЛЛИАНТОМ.
(Для справки: самый крупный из найденных на планете Земля (в районе Южной Африки) алмаз «Куллинан» весил около 3600 карат, 720 граммов (!!!). Размер этого алмаза был сопоставим с размерами куска «советского хозяйственного мыла». «Куллинан» разбили на куски, огранив 4 крупных бриллианта и около 2000 (!!!) мелких. Все бриллианты достались британской монархии.)
5. «Дары моря».
Особняком в «кинокладах» стоит жемчуг. Его голливудские режиссеры почему-то тоже очень любят напихивать ГРУДАМИ в спрятанные сокровища. Хотя ничего особенного… так, белые (или черные) шарики, но… вот любят – и все тут! Самое смешное, что «жемчуг» прячут даже в НАГЛУХО закрытые клады, а это – МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ ЛЯП. В реальности жемчуг (блестящий кусок извести) ОБЯЗАТЕЛЬНО должен контактировать с воздухом, точнее – с «влажностью» воздуха. Если запереть жемчуг в СУХОЕ, «непроветриваемое» помещение или сундук, то драгоценный перл просто… ВЫСОХНЕТ, да-да, ВЫСОХНЕТ, растрескавшись и распавшись на мелкие кусочки!
6. «Артефакты».
Несмотря на кажущуюся безграничность для фантазии в данном вопросе, фантазия Голливуда (или, если поверить Задорнову, и США в целом?) скучна и бедна. Напускная набожность (надпись на «баксе» - «Мы верим в Бога») американцев привела к тому, что почти все «высокодуховные артефакты» из кино - это предметы, «заимствованные» из Библии и «околоцерковных» баек, красиво называемых АПОКРИФАМИ. Навязшие на зубах, банальные до невозможности Чаша Грааля, Копье Судьбы, Ноев Ковчег, Кровь Христа и т.д. То ли лень сценаристам придумывать что-то новое; то ли продюсеры боятся, что интеллект зрителей «не одолеет» новых названий. Уж лучше идти по проторенной дорожке? Очень редко в «церковных артефактах» возникает НЕЧТО, типа могилы древнееврейской блудницы Магдалины… однако даже это НОВОЕ в Голливуде поспешно «обзывают» «старым добрым названием».
Другую часть киношных «артефактов» составляет ИГРУШЕЧНЫЙ ПЛАГИАТ. В смысле, беспардонное «стибривание» (про город Пизу вспоминать не будем) «артефактов» из бесчисленных компьютерных игр, с последующей «адаптацией» «стибренного» для кино. Опять мучаемся в догадках – то ли голливудские сценаристы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такие (тут надо голосом Задорнова) ТУПЫЕ, то ли, наоборот, ОЧЕНЬ проницательные. Ведь в США и мире в компьютерные игры играют СОТНИ МИЛЛИОНОВ, а этим миллионам и подсовывают что-то ХОРОШО ЗНАКОМОЕ: то, что «геймеры»-зрители будут с УДОВОЛЬСТВИЕМ смотреть. А за удовольствие обычно платят – прямо в карманы «Юниверсал», «Парамаунт Пикчерз» или «20 век Фокс».
«Игрушечные артефакты» довольно стереотипны. Они отличаются КОЛОССАЛЬНОЙ силой воздействия на людей и окружающую среду, и чаще бывают двух типов: негативного (камень с Джинном-исполнителем желаний, книга черной магии и т.п.) и позитивного («живая вода», «волшебный цветок» и т.п.) воздействия. «Плохие артефакты» при их «распечатывании» (выносе на воздух и т.п.) могут уничтожить решительно все. «Хорошие», наоборот, запросто могут оживить зарубленную главным злодеем подружку главного героя или вылечить неразумное человечество от эпидемии гонконгской свинки.
Бывает и смесь. Скажем так, «безразличные» к Добру и Злу «артефакты», отличающиеся СИЛОЙ, но не НАПРАВЛЕННОСТЬЮ. Это, например, зеленая маска бога-шутника Локи. Как говорится в общаге: «Кто первым встал, того и тапки»! Данная группа «артефактов» используется в фильме то «плохими», то «хорошими» героями, но в итоге Добро, конечно же, победит, и главного злодея смоет в булькающий унитаз.
И следует особо отметить, что найденные и даже частично используемые «артефакты» НИКОГДА не становится достоянием Человечества. В финале «злые артефакты» либо сразу сгорают, либо проваливаются под землю или тонут в Кристальном озере, с эдаким тонким намеком на сиквел. «Добрые», в свою очередь, ПРЯЧУТ ОБРАТНО (!!!) в тайник. Для чего??? Ну, видимо, чтобы в мире всем не стало тепло, светло и радостно. Потянулся, было, мистер Джонс (Харрисон Форд) за «всевоскрешающей Чашей Грааля», но у него над ухом тут же раздался суровый окрик папы (сэра Шона Коннори), которого этой «чашкой» как раз и оживили: «Индиана, не смей ЭТО трогать!» Вот она, людская доброта: сам воскрес, а другим – фигу с маслом!
06.06.06
© Алексей Улугбеков
|